САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Светлана Зорина: «Жесткий демпинг со стороны маркетплейсов дискредитирует традиционную книжную торговлю»

Президент Ассоциации книгораспространителей объяснила, чем вызвано обращение к ФАС

shedevrum.ai
shedevrum.ai
15 апреля 2025 года стало известно, что Ассоциация книгораспространителей, в которую входят «Альпина», «Буквоед», «Московский Дом Книги» и др., направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) жалобу на маркетплейсы (Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет»). Причиной жалобы стал демпинг, то есть принуждение к резкому снижению цен на продаваемую продукцию.
То, что именно маркетплейсы стали "главным драйвером" книготорговли, то есть, проще сказать, их доля в продажах стремительно растет, — не новость со времен карантина; не новость и то, что владельцы онлайновых площадок жестко диктуют свои условия. Почему такое обращение возникло именно сейчас? Мы обратились за разъяснением непосредственно к Светлане Зориной, президенту Ассоциации книгораспространителей. И попросили прокомментировать её ответ продавца независимого книжного магазина.

Вот ответ Светланы Зориной.

Фото: www.bookind.ru

10 апреля Ассоциация книгораспространителей провела Академию книжного бизнеса – центральное мероприятие для книжной розницы, на котором были представлены основные итоги развития книготорговых предприятий России за 2024 год. Эти итоги оказались наихудшими для книжной розницы за последние 4 года. В прошлом году оборот книжной розницы составил 37,4 млрд рублей, это минимальный объем продаж за последние 4 года. В книжных магазинах было продано 74 млн экз. книг, что на 9,9% меньше, чем в 2023 году. Магазины продолжают терять покупателей: трафик сократился на 11% по итогам 2024 года.

За 6 лет, с 2019 по 2024 год, доля продаж через книжные магазины сократилась на существенные 29%. Если до пандемии канал занимал 67% рынка, то по итогам 2024 года – 38%.

Главной проблемой для книжных магазинов остается ценовой демпинг на маркетплейсах. Жесткий демпинг со стороны маркетплейсов разрушает рыночные механизмы развития, делает книжные магазины неконкурентоспособными, фактически подрывает авторитет и дискредитирует традиционную книжную торговлю.

Ценовой демпинг маркетплейсов губительно сказывается на развитии всей книжной отрасли. Только за 2024 год было закрыто 220 книжных магазинов в Российской Федерации, при этом динамика закрытий увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2023 годом (Исследование Ассоциации книгораспространителей).

Мы считаем, что сохранение и развитие инфраструктуры книжных магазинов – ключевая задача для всей книжной отрасли России. Поэтому по итогам Академии книжного бизнеса было принято решение о необходимости обращения в ФАС с целью обратить внимание государственного контролирующего органа на несоблюдение маркетплейсами антимономопольного законодательства. Согласно Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и принятых поправок от 01.09.2023 г. маркетплейсам должно быть запрещено:

  • Устанавливать предельно низкую и предельно высокую цену на товар.
  • В одностороннем порядке снижать стоимость товара, реализуемого на площадке, за исключением случаев, когда владелец товара принимает решение о снижении его стоимости.

Наш постоянный автор, обладатель премии "_Литблог", а главное – старший продавец петербургского книжного магазина "Во весь голос" Елена Нещерет, чья книга "Байки книготорговца" готовится выйти этим летом в издательстве "Азбука", разделяет озабоченность коллеги:

Фото: https://mnogobukv.hse.ru/

Мы – маленький книжный при издательстве, у нас, что называется, своя аудитория – то есть очень большой процент постоянных покупателей. Люди возвращаются именно к нам, за нашими рекомендациями. И только поэтому у нас растут продажи – ровно на тот процент, на который дорожают книги. При этом буквально каждому, кто пришёл к нам впервые, «с улицы», приходится объяснять, почему мы не можем ставить цену ниже, чем у маркетплейсов. Кто-то понимающе кивает и всё равно идёт заказывать в интернете то, что посмотрел у нас. Кто-то начинает прямо орать на продавцов, мол, «вам лишь бы денег содрать, вот поэтому молодёжь и не читает, что вы наживаетесь». Просто покупает на месте, наверное, всего лишь каждый пятый или седьмой. Это очень мало.

Ещё у нас проходят встречи с писателями – со свободным входом. Естественно, авторы выступают без гонорара, за интерес. Мы печатаем афиши, закупаем их книги у издательств. Люди приходят на встречу и автограф-сессию с книгами, заказанными на Ozon или Wildberries. Естественно, никто и никогда нам эту упущенную прибыль не компенсирует. Ну и впридачу чисто психологически сложно работать говорящим придатком к онлайн-витрине. Когда я опубликовала пару таких уже стандартных диалогов с покупателями у себя в канале, коллеги отреагировали очень единодушно: было у всех, боль общая. Просто у меня как у сотрудницы маленького книжного есть привилегия об этом говорить, как-то отвечать, объяснять, что маркетплейсы душат не только офлайн-магазины, но и маленькие издательства неподъёмными условиями реализации, а вот сотрудники того же «Буквоеда» по регламенту все эти претензии к ценам и реплики вроде «на Озоне куплю дешевле» выслушивают молча.

У меня в книжке есть глава, которая называется «Я тут у вас всё пролистаю, а в интернете куплю дешевле», и вот мне казалось, что все названия глав смешные и жизненные, но когда я макет показывала коллегам, они буквально все горько смеялись только на этом месте.