Вот ответ Светланы Зориной.

10 апреля Ассоциация книгораспространителей провела Академию книжного бизнеса – центральное мероприятие для книжной розницы, на котором были представлены основные итоги развития книготорговых предприятий России за 2024 год. Эти итоги оказались наихудшими для книжной розницы за последние 4 года. В прошлом году оборот книжной розницы составил 37,4 млрд рублей, это минимальный объем продаж за последние 4 года. В книжных магазинах было продано 74 млн экз. книг, что на 9,9% меньше, чем в 2023 году. Магазины продолжают терять покупателей: трафик сократился на 11% по итогам 2024 года.
За 6 лет, с 2019 по 2024 год, доля продаж через книжные магазины сократилась на существенные 29%. Если до пандемии канал занимал 67% рынка, то по итогам 2024 года – 38%.
Ценовой демпинг маркетплейсов губительно сказывается на развитии всей книжной отрасли. Только за 2024 год было закрыто 220 книжных магазинов в Российской Федерации, при этом динамика закрытий увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2023 годом (Исследование Ассоциации книгораспространителей).
Мы считаем, что сохранение и развитие инфраструктуры книжных магазинов – ключевая задача для всей книжной отрасли России. Поэтому по итогам Академии книжного бизнеса было принято решение о необходимости обращения в ФАС с целью обратить внимание государственного контролирующего органа на несоблюдение маркетплейсами антимономопольного законодательства. Согласно Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и принятых поправок от 01.09.2023 г. маркетплейсам должно быть запрещено:
- Устанавливать предельно низкую и предельно высокую цену на товар.
- В одностороннем порядке снижать стоимость товара, реализуемого на площадке, за исключением случаев, когда владелец товара принимает решение о снижении его стоимости.
Наш постоянный автор, обладатель премии "_Литблог", а главное – старший продавец петербургского книжного магазина "Во весь голос" Елена Нещерет, чья книга "Байки книготорговца" готовится выйти этим летом в издательстве "Азбука", разделяет озабоченность коллеги:

Мы – маленький книжный при издательстве, у нас, что называется, своя аудитория – то есть очень большой процент постоянных покупателей. Люди возвращаются именно к нам, за нашими рекомендациями. И только поэтому у нас растут продажи – ровно на тот процент, на который дорожают книги. При этом буквально каждому, кто пришёл к нам впервые, «с улицы», приходится объяснять, почему мы не можем ставить цену ниже, чем у маркетплейсов. Кто-то понимающе кивает и всё равно идёт заказывать в интернете то, что посмотрел у нас. Кто-то начинает прямо орать на продавцов, мол, «вам лишь бы денег содрать, вот поэтому молодёжь и не читает, что вы наживаетесь». Просто покупает на месте, наверное, всего лишь каждый пятый или седьмой. Это очень мало.
Ещё у нас проходят встречи с писателями – со свободным входом. Естественно, авторы выступают без гонорара, за интерес. Мы печатаем афиши, закупаем их книги у издательств. Люди приходят на встречу и автограф-сессию с книгами, заказанными на Ozon или Wildberries. Естественно, никто и никогда нам эту упущенную прибыль не компенсирует. Ну и впридачу чисто психологически сложно работать говорящим придатком к онлайн-витрине. Когда я опубликовала пару таких уже стандартных диалогов с покупателями у себя в канале, коллеги отреагировали очень единодушно: было у всех, боль общая. Просто у меня как у сотрудницы маленького книжного есть привилегия об этом говорить, как-то отвечать, объяснять, что маркетплейсы душат не только офлайн-магазины, но и маленькие издательства неподъёмными условиями реализации, а вот сотрудники того же «Буквоеда» по регламенту все эти претензии к ценам и реплики вроде «на Озоне куплю дешевле» выслушивают молча.
У меня в книжке есть глава, которая называется «Я тут у вас всё пролистаю, а в интернете куплю дешевле», и вот мне казалось, что все названия глав смешные и жизненные, но когда я макет показывала коллегам, они буквально все горько смеялись только на этом месте.