Текст: Елена Кухтенкова/РГ
Очная учеба в самом пострадавшем от обстрелов Петровском районе Донецка должна восстановиться с сентября 2025 года. Уже четыре года дети учатся онлайн. Они с нетерпением ждут встречи на уроках. Между тем, 476 школ ДНР уже начали работать в очном формате. Об изменениях в жизни района рассказала "РГ" учитель русского языка из Донецка, лауреат Международного Пушкинского конкурса "Российской газеты" Яна Ефременко.
Петровский район Донецка — одно из наиболее удаленных от центра и печально известных мест на западе города. Яна учила детей русскому языку и литературе в школе № 105, которая после обстрелов ВСУ превратилась в груду развалин. Теперь учителя этой школы ведут свои уроки в удаленном формате.
Однако есть и счастливые новости: даже на Петровке, опасном районе, стало жить спокойнее. "У нас однозначно потише уже. Можно смело сказать, что жизнь здесь возобновляется. Недавно приезжал глава ДНР Денис Пушилин, беседовал с жителями, обещал взять под личный контроль ремонт школ, садиков, дорог, многоквартирных домов, которые пострадали от украинской агрессии... Ведь все разбито за столько лет", — рассказывает учитель.
В этом году Яна и ее девятиклассники стали выезжать в Донецк: были в цирке, помогали приюту для бездомных животных "4 лапки", посещали центральный парк и даже ходили в филармонию.
"В конце апреля едем в драмтеатр на "Грозу" Островского. Билеты достать сложно — расхватывают моментально! Стараюсь максимально наверстать накопившийся за эти годы культурный пробел у школьников", — сообщает русист.
Вот и "Тотальный диктант" не прошел мимо. Учительница мечтала написать его очно. Но пока это не получилось. "Пусть бы и не пятерка была, но важен сам факт приобщения к этому событию. Причастность к чему-то настолько большому ощущается совершенно иначе, когда в руках ручка и бланк для ответа. В прошлом году, получив четыре, я написала, что мне есть, к чему стремиться. Ставлю новую цель: очный формат Тотального диктанта в Донецке в 2026 году", — делится Яна духоподъемными планами.
Русист не раз рассказывала детям про Тотальный диктант на уроках русского языка. Ребята загорелись идеей писать его вместе с другими в очном формате, но выяснилось, что пока возможно только дистанционное подключение. Школьники, объясняет учитель, бесконечно устали от удаленки. Поэтому онлайн написали диктант только три девятиклассницы.
Вместе с Яной проверяли свою грамотность двое ее коллег — учитель истории и советник директора школы по воспитанию.
Педагог рассказала, что из-за сбоев со связью трижды не могла подключиться, сайт не прогружался. А в шесть вечера выбрала третью часть. Сделала одну пунктуационную ошибку. Поставила двоеточие на месте тире. "А Соня, корабельный кок, на камбузе спокойно готовила ужин — запеченные бараньи ребрышки в чесночном соусе". Были небольшие сомнения по написанию с большой или маленькой буквы слова "Земли/земли".
"И это, пожалуй, единственное, что вызвало сложности, — оценивает ТД русист.— Текст был разнообразным. И имен собственных достаточно, и прямая речь, и всевозможные обособления... И по содержанию хорош. Я выбрала вариант диктовки председателя Филологического совета Тотального диктанта Владимира Пахомова. Мне он показался самым внятным и четким".