САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Пространства для писателя. Третий сезон премии «Гипертекст»

13 апреля на ярмарке non/fictioNвесна "Литературная газета" представила одну из крупнейших российских литературных премий

Леонид Колпаков, Александр Чистяков, Анна Ревякина (слева направо) / Татьяна Шипилова
Леонид Колпаков, Александр Чистяков, Анна Ревякина (слева направо) / Татьяна Шипилова

Текст: Татьяна Шипилова

Встречу провели заместитель главного редактора Литературной газеты Леонид Колпаков, оргсекретарь премии «Гипертекст» Александр Чистяков и постоянный член жюри премии, поэтесса Анна Ревякина.

Встреча началась с демонстрации промо-ролика, информация из которого уже была довольно исчерпывающая: напомнили количество номинаций и имена лауреатов прошлых сезонов; на анимированной карте России показали географию премии, перечислили членов жюри нынешнего сезона; напомнили, что премия проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Спикеры напомнили, что уже объявлен не только Лонг-лист, но и Шорт-лист, а на сайте премии можно даже проголосовать за понравившегося автора в двух номинациях – «Проза» и «Поэзия». Итоги народного голосования будут подведены в мае и озвучены на Книжном форуме в Петербурге. А торжественная церемония вручения премии состоится 26 мая в ЦДЛ.

Александр Чистяков сразу же обозначил: «Мы не делали специальной номинации в премии, посвященной Великой Отечественной войне и СВО. Нам это показалось как-то неразумно: либо надо тогда делать отдельный конкурс, либо, если мы говорим о развитии литературы вообще, то привязываться к датам не очень разумно и не очень правильно. Но все-таки заявки с текстами о ВОВ оказались представлены довольно широко».

Также организаторы отметили, что каждый год приходит от 3 до 3,5 тысячи заявок. «Видимо, это премиальный максимум, в России больше нет толковых писателей, причем основной поток в молодежной номинации, хотя графоманов тоже много», – отметил Александр.

Также спикеры с гордостью отметили, что «Гипертекст» – единственная премия, которая не только широко представляет литературных блогеров как новое явление в литературной критике, но и единственная премия, которая уделяет большое внимание литературе на национальных языках – в премии есть соответствующая номинация, и денежный приз вручается как автору, так и переводчику. При этом заявки в этой номинации принимаются не только на переводы языков, существующих в России, но и из стран СНГ: «Мы считаем, что это тоже авторы русского мира, поэтому с ними мы тоже широко работаем».

Леонид Колпаков еще раз обратил внимание на то, что литература все больше становится женским делом, а также перечислил особенности «Гипертекста»: девиз премии «Читай наших», то есть авторы, лауреаты и номинанты получают продвижение, на тексты пишутся и публикуются рецензии, выбор победителей происходит путем обсуждения, выявления общих точек зрения, а не просто формальным проставлением оценок.

К тому же авторы, которые прозвучали в списках премии, посещают города России – от Владивостока до Калининграда.

Анна Ревякина отметила честность премии: на сайте народного голосования нельзя «накрутить» голоса, так что картина должна сложиться правдоподобная. «Кроме того, – замечает Анна, – в поэтической номинации, в которой я уже третий сезон являюсь членом жюри, представлены самые разнообразные имена, стили и даже эпохи: от плакатных текстов Владислава Маленко в первом сезоне до тонкой силлабо-тоники Дмитрия Мурзина; от совсем новичков вроде Ксении Август до уже живых классиков, таких как Юрий Кублановский.

Еще одна отличительная черта: заявки могут подавать как издатели и творческие союзы, так и могут выдвигаться сами авторы. И благодаря этому появляются интересные яркие имена.

Например, Владимир Дьяченко, финалист прошлого года, очень известный киносценарист, на премию он подал свой текст, в котором как бы переписал «Капитанскую дочку» от имени Швабрина, которую сначала напечатали в журнале «Новый мир», потом текст был издан отдельной книгой, а после – попал в финал «Гипертекста».

А откуда вообще такое название, почему вдруг «Гипертекст»?

На этот вопрос ответил Александр Чистяков: «Писатель не может жить вне социума. Даже мы, взрослые, на 50% существуем в интернете, а идея «Гипертекста» заключается в том, что автор существует в нескольких пространствах, в которых мы стараемся помогать ему зазвучать».