
Текст: Мария Сафонова
Но перед этим всем любителям искусственного интеллекта определённо стоит остановиться на лекции «Нечеловеческий разум в истории литературы». Известный филолог и писатель Алексей Варламов поделился списком из неочевидных книг, так или иначе связанных с прогрессом и искусственным интеллектом. Среди них был «Серый автомобиль», А.С. Грина. В рассказе, во многом антонимичном «Алым парусам», Варламов усмотрел ту самую борьбу между человеком и ИИ, а в «Золотой цепи» всё того же Грина — отражение любопытства к машине, способной говорить и рассуждать.
Из современных книг Варламов упомянул работы Кадзуо Исигуро: «Не отпускай меня» и «Клара и солнце». Роман «Не отпускай меня» выделяется своей неоднозначной интонацией: история ведется от лица клона, органы которого должны отдать человеку для медицинских операций. На чью сторону вставать? Кто прав, а кто виноват? «Такое написать может только человек», — говорит Алексей Варламов. «Клара и солнце» — история о роботах-друзьях, приставленных к детям, страдающим от недостатка социализации.
Отрицать нейросети, как явление, тоже довольно бессмысленно. Повесть братьев Стругацких «Малыш» отчасти про это: тот, кто не пользуется своим шансом, возможно, не достоин этого прогресса.
Последний роман — «MANIAC», Б. Лабатута. Работа чилийского автора раскрывает историю появления самых страшных изобретений XX века через призму видения молодых учёных. Последняя сцена романа — ИИ обыгрывает чемпиона в го.
А теперь к самому интересному! Рассказ под названием «Тишина и другие формы жизни», написанный в соавторстве Льва Наумова и Chat’а GPT, обсудили критики: Константин Мильчин — шеф-редактор Яндекс.Книг, Наталья Ломыкина — литературный критик и обозреватель Forbes и Татьяна Соловьева — главный редактор «Альпина.Проза». Константин Мильчин отозвался о работе нейросети крайне сдержанно. По его словам, работа претендует на звание «хорошей стилизации под неумелый текст» или на «неумелый текст». Читать такое по своей воле, специально, он бы не стал.
Татьяна Соловьёва сравнила рассказ с работой начинающего автора — да, очень много сравнений, явных и скрытых, но машина имеет свой стиль, способна ломать синтаксические конструкции, а диалоги содержат в себе конфликт. Добавить редакторской работы — и получится хороший, крепкий текст!
Наталью Ломыкину больше удивило количество рефренов и протяженных метафор, наличие объяснений поведения как маленького ребенка, так и объяснение психологии взрослого человека.
Что можно сказать в итоге? Да, машина научилась имитировать человеческую речь на очень достойном уровне. Теперь с первого взгляда сложно отличить, что написал человек, а что — ИИ. Это не повод расстраиваться: да, нейросети сильно поднимут планку для человеческого творчества; да, мы больше не можем точно сказать, написана ли книга с использованием искусственного интеллекта или нет; но рынок пока что однозначно не готов к полной замене автора на нейросеть — слишком уж сильны этические убеждения и слаба правовая база.
ИИ убьёт ремесленников, но не заменит творцов. И нам, любителям чистого творчества и авторской мысли, остаётся только этому радоваться.