Текст и фото: Светлана Воробьева, Михаил Зильев
Первым в «Литературном кафе» представили графический роман в стилистике стимпанка «Механизмы Хендрика». Его представляли сценарист и вдохновитель проекта Татьяна Ларина и издатель «Комикс Паблишер» Анна Коростелева.
История альтернативного мира, где в некоей Империи постоянно готовятся перевороты, справиться с которыми под силу только гигантскому роботу-дракону с неиссякаемым источником энергии, пришло в голову Татьяне и оказалась воплощена художницей Ташей Титовой сначала в виде отдельных выпусков — но недавно они оказались сведены под обложку единого 296-страничногого роскошного тома на мелованной бумаге - и по соответствующей цене, 1500 руб., даже на выставке. Издательница Анна Тихомирова, давно «пробивающая» тему российского авторского комикса, призналась, что реализация такого амбициозного проекта была бы невозможна без краудфандинга — а его не удалось бы реализовать на 125% без постоянного присутствия в медийном поле, как реальном (фестивали, коны, выставки), так и, что важнее, виртуальном.
В определении жанра указано, что в стимпанке большое внимание уделяется социальным особенностям общества. «Механизмы Хендрика» не исключение: в комиксе множество отсылок, понятных и в нашем обществе: шутки про ипотеку, к примеру, актуальны как для нас, так и для жителей Империи.
«Дьявол в деталях», — объясняет Татьяна как прорабатывать собственную вселенную с сюжетом и персонажами.
Особое внимание уделили одному из персонажей, своеобразному маскоту: энерго-кристаллу Грише. Как один из самых запоминающихся персонажей: благодаря своему сарказму, он часто появляется и в оформлении презентации, с ним выпускают мерч по вселенной.
Не менее животрепещущей была тема раскрутки комикса, ведь начинать с нуля в таком деле как производство комиксов не так-то просто. Проводились и выставки жанровых картин, и гуманитарные акции для библиотек.
Анна Коростелева, главный редактор, рассказывает о своем опыте в краудфандинге, который был выбран для поддержки издания авторского комикса. «Нужно постоянно быть в инфополе», — дает совет Анна. Также она заметила, что библиотеки может быть не просто убедить, что ты хочешь подарить им свои изданные книги или комиксы, ведь сейчас все опасаются мошенников. Тем не менее, в итоге тираж для библиотеки напечатан (и достаточно большой), так что читатели «могут приобщиться к комикс-культуре».
Фанатов этой вселенной, разумеется, интересует, будет ли продолжение? Да, отвечает Татьяна, они уже наняли колориста, и скоро выходит первая раскадровка. Однако они не планируют продолжение в синглах: ведь теперь у них уже есть опыт выпуска сборника.
Также один из гостей встречи задал вопрос о том, как набиралась аудитория? Это было довольно непросто: «Набирали 900 подписчиков ВКонтакте 7 лет». То есть от идеи до первой сотни читателей прошло много времени, и была проделана огромная работа.
Помогла также реклама от хорошего знакомого, которому подарили все выпуски комикса и те ему очень понравились. После этого количество подписчиков выросло до двух тысяч. Еще Анна отмечает, что интернет-реклама реально помогает и позволяет охватить большее количество потенциальной аудитории.
И Анна, и Татьяна говорят и о втором способе раскрутки, которым они пользовались: посещение фестивалей. Разнообразные фесты стимпанкеров, и фесты ВКонтакте помогают набрать аудиторию, в том числе, безусловно, найти поклонников жанра.
Выход и презентация сборника, безусловно, дают надежду, что индустрия авторских комиксов развивается, ведь этот сборник означает, что появилось «на одну законченную историю больше».
Сейчас создатели «Хендрика» запустили краудфандинг нового проекта, «Кошмары Литерала Джонса» — и полученный опыт позволяет надеяться на успех.
Затем Дмитрий Чинов, главред издательства «Альпака», предложил другой вариант авторского комикса — адаптация руками известного художника известного или даже «культового» литературного произведения, лучше всего — из жанра фантастики и фэнтези. В данном случае — художника Ильи Воронина и фантаста Алексея Пехова. Дмитрий признал, что инициатива проекта исходила от издателя, причем сначала они «потренировались» на малых формах короткого графического рассказа и лишь затем перешли к большой форме полноцветного романа «с красявостями» (словечко Воронина).