Текст: Вячеслав Немиров
Вечером 13 июля пешеходы, прячась под зонтики, перепрыгивали лужи, спеша домой – а в это время на востоке города, в Российской государственной библиотеке для молодежи в рамках фестиваля «КомМиссия» открывали выставку «Комиксы-оригиналы».
Казалось, что только неутомимый энтузиаст преодолеет соблазн остаться дома в такой дождливый день – однако небольшой зал в цокольном этаже библиотеки оказался полон. Приехали и художники-авторы некоторых экспонатов: пионер отечественного комикса Аскольд Акишин, супруги Андрей и Наталья Снегиревы, подарившие миру рисованные истории о коте Кешке, художник-концептуалист и лишь по совместительству комиксист Александр Арзамас-Желонкин.
Много было и простых посетителей, связанных с комиксами лишь большой к ним любовью. Все они пришли взглянуть на те самые «комиксы-оригиналы», упомянутые в названии экспозиции.
На первый взгляд словосочетание «комикс-оригинал» кажется оксюмороном. Как комикс может быть оригиналом, если их только и печатают немыслимыми тиражами? Оригиналы – это работы Рубенса и Боттичелли, украшающие залы художественных галерей, а тут какие-то комиксы. Но ведь многие художники даже сейчас рисуют свои работы «по старинке» – держа карандаш в руках, а уже результаты этого кропотливого труда читатель наблюдает в оцифрованном и распечатанном виде. Оригинал, таким образом, ускользает. Конечно, все чаще авторы комиксов обращаются к современным технологиям: карандаш сменяется стилусом, бумага – графическим планшетом, подключенным к компьютеру. Именно поэтому так интересно взглянуть на «то самое», выполненное от руки творение художника-комиксиста – пока еще есть такая возможность.
– В нашу эпоху, когда все воспроизводится и копируется, повторяется и моделируется, особую ценность приобретают оригиналы, – отмечает куратор выставки и художник Алим Велитов. – А в мире комиксов оригиналы важны тем более. Потому что в мире комиксов почти никто и не видит оригиналов. Оригиналы комиксов американских компаний Marvel или DC Comics, о Супермене или Бэтмене, сейчас стоят очень дорого, но в свое время художники их совсем не ценили – просто рисовали и выбрасывали. Очень много ценных работ попросту пропало.
А ведь смотреть на рисованную историю, смешную, как похождения кота Кешки, или печальную, как комикс Алима Велитова «Слепец», и понимать, что она выполнена человеком, а не полиграфическим станком – удивительное чувство, совсем не похожее на перелистывание готового альбома.
Еще поражают две вещи. Первая – удивительное разнообразие. По-барочному нагруженная деталями работа Алексея Капнинского «Первые киевские князья» отличается от, например, адаптации хрестоматийного «Золотого ключика» в исполнении Екатерины Волжиной так же, как живопись Малевича отличается от картин Ивана Крамского. Словом, организаторам выставки удалось собрать показательную экспозицию, отражающую все стилевые течения российской комиксовой школы за последние тридцать лет.
Вторая – многим может казаться, что комиксов в России не было до недавнего времени, пока не появилась студия Bubble с их майором Громом. Однако стоит хотя бы бегло взглянуть на годы, указанные под каждой из работ – удивляешься. Уже упомянутые «Первые киевские князья» были созданы в 1992 году, а уморительные и красочные «Приключения капитана Донки» Владимира Сакова и вовсе в 1989-м!
– В Советском Союзе комиксы, конечно, были под негласным запретом, – рассказывает Алим Велитов. – Их воспринимали как буржуазное массовое искусство, но тем не менее исподволь они все равно присутствовали. Например, в журналах «Веселые картинки» или «Крокодил», а издательство «Прогресс» выпускало комиксы на экспорт. Были и «Окна РОСТа», и «Окна ТАСС». Сам принцип рассказывать истории через изображения никогда не исчезал. Просто это по-разному называлось: лубок, житийные иконы, летучие листки. Но в своем классическом понимании комикс появился в Советском Союзе в конце 80-х, когда возникла комикс-студия «КОМ».
Один из первопроходцев русского комикса Аскольд Акишин, бывший участником легендарной студии, так вспоминает о начале своего пути в мире рисованных историй:
– В 1988 году я увидел в газете «Вечерняя Москва» объявление, что требуются художники для рисования небольших комиксов – стрипов. Я приехал в редакцию, и с той поры понеслось… Потом мне уже стали предлагать работу, самым первым большим проектом был комикс-биография маршала Жукова. Вот с Алексеем Капнинским мы вместе начинали работать для издательства «Прогресс». Сначала у них вышла моя биография Жукова, а потом – его «Киевские князья».
У некоторых из представленных здесь комиксов непростая судьба. Например, перед подготовкой выставки бесследно исчезла работа Александра Арзамаса-Желонкина, больше двадцати лет назад представленная на самом первом фестивале комиксов «КомМиссия».
– Когда я готовился показать свои работы на первом фестивале, я принес их, нарисованные от руки. А все художники тогда уже пользовались цифровыми средствами, мне было очень неловко, – с улыбкой вспоминает Арзамас-Желонкин.
Однако специально для выставки «Комиксы-оригиналы» художник реконструировал свою работу, и теперь поразительный фантасмагорический комикс открывает выставку. Такая получилась кольцевая композиция – первый авторский оригинал был представлен на первой «КомМиссии», а второй – 22 года спустя.
Словом, экспозиция «Комиксы-оригиналы» – из тех скрытых жемчужин, мимо которых легко пройти, но если все же удастся заметить – ближайший час пройдет превосходно. Выставка продлится всего месяц, с 13 июля по 13 августа, а потому всем любителям рисованных историй стоит поторопиться.