Текст: Ильяна Андреева
Будущее многовариантно. Кто-то представляет это время как расцвет киберпанка, развития инновационных технологий и, конечно же, превосходства искусственного интеллекта.
— Говоря о нон-фикшн, значительное количество книг, особенно страдают этим «истории одного предмета», выпускаются в формате многократно увеличенной статьи из Википедии, раздутые разными примерами до объема полноценной книги. Такого плана информацию вполне может сделать условный ChatGPT, особенно, если обучить его искать и обрабатывать информацию на разных языках. А вот насчет художественной литературы мне сказать сложно, — рассуждает Денис Песков, книжный обозреватель Forbes Russia, автор Телеграм-канала о нон-фикшне KNIGSOVET.
Обсудить нон-фикшн за круглым столом вместе с Денисом Песковым собрались Владимир Обручев — руководитель компьютерного и научно-популярного направлений издательства БОМБОРА и писатель Вадим Панов.
Для фантаста Вадима Панова нон-фикшн — жанр новый. В этом году писатель выпустил первый, как ласково выразился сам автор, «нонфик» о том, как четвертая промышленная революция превратит Homo Sapiens в Homo Servus. Вадим Панов рассказал, почему решил попробовать себя в новом направлении:
— Я любопытный человек и мне интересно, что меня окружает. В силу того, что я в своем творчестве затрагиваю тему будущего, мне было интересно показать и себе самому, и читателям, что нас может ожидать через 10, 20 и 30 лет. Я написал несколько художественных романов об этом времени, — говорит писатель. — Работая над миром, которого еще нет, работая над миром, который я могу только спрогнозировать, я изучил большое количество материалов. Все анализировал, вел записи и размышлял, куда может привести та или иная технология. Я готов встретиться с читателями в 2035 году и обсудить, что из моих «предсказаний» сбылось.
Вопрос: Нон-фикшн и художественная литература: соперники, друзья, родственники?
— С точки зрения бизнеса это конкуренты, а с позиции читательского интереса – двоюродные братья. Они хорошо друг друга дополняют, но их можно читать отдельно, не задумываясь, о существовании «брата», — отвечает Владимир Обручев. — Есть люди, которые читают только нон-фикшн, а есть те, кто предпочитает исключительно художественную литературу.
В конце встречи звучат традиционные вопросы из зала: Есть ли разница между тем, писать художественные книги или нон-фикшн?
Вадим Панов на секунду задумался:
— Разница в работе с фактами. В нон-фикшн ты не просто вставляешь его в текст. Его нужно объяснить простыми словами, рассказать, для чего он нужен и на что влияет, — говорит писатель. — Нужны выводы, сделанные на основе этих фактов, потому что читатели нон-фикшена хотят видеть не только сухой текст и графики, но и то, какие выводы делает автор на основе этих фактов.