Текст и фото: Ильяна Андреева
В этом году фестиваль вырвался из стен и обосновался около Успенского собора в сквере им. Пушкина.
Посреди зеленых деревьев и благоухающих цветов расположилась главная сцена «Китовраса». Ее занял Андрей Усачев, на рассказах и стихах которого выросло не одно поколение. Автор шутит, общается со слушателями, зачитывает отрывки из «Неправильных сказок» и исполняет под гитару песни собственного сочинения, составляя конкуренцию известным музыкантам.
– Вдохновение – штука сложная, – отвечает на вопрос читателя «отец» Умной собачки Сони, – есть люди, которые писали для своих детей. Киплинг или Чуковский, например. А я какой-то неправильный, я специально для своих детей ничего не писал. Когда я начал писать детские стихи, у меня и детей-то не было. Сейчас растет внучка, но я для нее целенаправленно не придумываю. Я пишу для себя и развлекаю сам себя. Такой вот эгоист. Но хорошо, что мне есть, для кого писать – ведь для детского писателя самая главная драма, если человечество перестанет размножаться.
Андрей рассказал, что пишет и для взрослых, правда пока вышла только одна книга – «Большие вруны и маленькие брехуны». «Взрослый» сборник Усачев создавал на пару со своим питерским другом Михаилом Мокиенко.
Поддавшись уговорам читателей, Усачев сначала зачитывает один из рассказов, а потом проводит небольшой концерт.
Справа от главной сцены расположились книжные ряды.
- Лично измерил – 214 метров литературы! - уверяет Михаил Фаустов, программный директор фестиваля «Китоврас».
Среди книг на продажу можно найти и классику, и бестселлеры, и редкие издания. Больше всего детской литературы. Здесь есть все, начиная от советских школьных повестей и заканчивая современными интерактивными рассказами. Найти что-то интересное получится даже для самого притязательного читателя.
Впрочем, стоит поспешить, ведь книги того же Усачева раскупают мгновенно.
Фестиваль «Китоврас» решил не ограничиваться только литературой. В программе – презентация Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, несколько спектаклей, «Гоголь-квест» и несколько творческих мастер-классов. Скоро как раз начнется один из них.
Валерия Сидорова, художник-иллюстратор из Мурома, заканчивает последние приготовления. На столе – путеводители по живописи, карандаши, бумага, кисти, гуашь, и… яблоки.
– Фестиваль начался в день Яблочного спаса, – поясняет девушка, - долго думала, что можно предложить участникам занятия, но праздник подсказал – быть натюрморту с яблоками.
Участники аккуратно выводят на бумаге линии будущего шедевра. Валерия советует – не стоит копировать работы великих творцов. Лучше постараться привнести в картину что-то свое.
Поймать музу начинающим художникам помогают мультфильмы – на главной сцене как раз начался показ анимационного кино.
Юные живописцы, закончив, отдают родителям свежие, еще не высохшие рисунки и радостно бегут занимать места в первых рядах.
– Детская литература всегда дружила с анимацией. Мы знаем «Простоквашино», «Чебурашку и крокодила Гену», «38 попугаев» и много-много других историй через мультфильмы, - говорит ведущая встречи, писатель и сценарист Елена Усачева, - детские писатели часто приезжают на анимационные фестивали и предлагают свои истории. Было время, когда отечественную анимацию было сложно увидеть, теперь многие мультфильмы можно увидеть на телеканалах и в интернете.
На суд зрителей представили новые серии «Оранжевой коровы», «Маши и Медведя», а также мультфильмы «Мой комбез» и «Синий лев». Последний взял Гран-при XXVII Суздальского Открытого российского фестиваля анимационного кино.
Вечером, закупившись новенькими книжками, журналами, открытками и наклейками, зрители спешат на встречу с Леонидом Юзефовичем.
Посредником между автором и слушателями стал литературный критик Егор Михайлов.
Предваряя вопросы об истоках того или иного романа, писатель поясняет:
Егор Михайлов уточняет: чем автора вообще привлекла история?
- Я обращаюсь к истории не потому, что хочу понять современность. Она как звездное небо. Мы смотрим на него, и оно утешает. Знаете чем? Тем, что твои страхи, заботы и переживания – ничто перед этой бездной, - сравнивает Юзефович. – То же и с историей. Углубляясь и изучая ее, ты понимаешь, что не одинок в этом мире. Все, что происходит с тобой, уже было с кем-то.
Писатель охотно вступает в дискуссию со зрителями, но от каверзных вопросов уходит. Ни к чему портить уютную атмосферу фестиваля.
До конца выходных «Китоврас» ждет посетителей в сквере им. Пушкина.
Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».