Текст: Игорь Карнаухов
Сам Свиридов определил жанр «Отчалившей Руси» – двенадцати лирических шедевров на стихи «последнего поэта деревни» – как поэму для голоса с фортепиано. Наш современник Алексей Сюмак предпринял её обработку для исполнения камерным оркестром.
Авторы получившейся литературно-музыкальной композиции так пленились классикой отечественной культуры, что преподносили каждый образец творчества песнопевца трижды. Сначала «Я покинул родимый дом...», «По-осеннему кычет сова...», «Отвори мне, страж заоблачный…», «Симоне, Пётр…» и другие стихотворения декламировала чтец, при этом одновременно текст транслировался на заднике сцены в сопровождении типичных пейзажей природы среднерусской полосы: хрестоматийные берёзовые рощи, бескрайние поля, озёра, в которых отражается прозрачно-голубое небо...
Затем с песней на те же самые слова, что только что прозвучали, вступали камерный ансамбль – московская «Практика» – и вокалист, и тут публике, настроенной было берёзками и полями на благодушный лад, преподносился изрядный сюрприз: у солиста Андрея Немзера оказался пронзительный голос невероятной тонкости и высотой до фальцета!.. Разрабатывать его, как оказалось, он ездил аж в Америку.
Так что, когда прозвучали бурные аплодисменты, в львиной доле они адресовались певцу.
Как бы то ни было, Алексей Сюмак, сидевший в тот вечер в зале пермской филармонии «Триумф», остался доволен.
– В стихах, которые звучат в «Отчалившей Руси», одном из главных сочинений Свиридова, Есенин предстает мистиком и даже символистом, – комментировал композитор. – Вместе с Есениным рассуждает Свиридов о судьбе России, об её одиночестве, но с верой в её настоящее и будущее. Я поставил себе задачу не просто оркестровать цикл, а вступить в разговор с Есениным и Свиридовым. Проявить деликатность по отношению к гениальной музыке и в то же время внести столько себя, чтобы было слышно, что я тоже думаю о России... Моего участия довольно много, но после премьеры в театре «Практика» значительное число людей сказали мне, что Свиридов был бы благодарен...
Имя Алексея Сюмака пермякам может быть известно по мини-опере на стихи цикла Эзры Паунда «Cantos», претворенной в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского.
В творческом наследии Свиридова «Отчалившая Русь» (1977) стоит в одном ряду с музыкальными иллюстрациями к «Метели» А. С. Пушкина и сюитой «Время, вперёд!»
«Присутствуют и тончайшая лирика, и полные страсти патетические монологи, и трагические картины. Все это напоено ослепительным светом, – отмечал корифей без лишней скромности. – Вот уж поистине русская музыка — новая, светлая, кристально чистого стиля».
Свиридов не скрывал: произведение представляет исключительную трудность для исполнителя, который в течение получаса должен приковывать внимание слушателей...