САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Данила Давыдов: «Сегодня любителей поэзии тоже — стадионы»

Побывавший на «Тверском переплете» известный критик, поэт, редактор, литературовед Данила Давыдов уверен, что издательств, печатающих поэтические сборники, должно быть больше

Zriteli-na-festivale-Tverskoy-pereplyot2-1024x768
Zriteli-na-festivale-Tverskoy-pereplyot2-1024x768

Текст и фото: Элина Труханова

Элина-Труханова

По его мнению, русская поэзия сегодня переживает один из лучших своих периодов. Об этом говорит не только количество издаваемых сборников, но и качество их содержимого, а также разнообразие авторских голосов. И когда люди вспоминают времена собиравших стадионы поэтов-шестидесятников, с сожалением указывая на сегодняшних «трех инвалидов, слушающих стихи в библиотеке», это своего рода — ошибка зрения.

- Это некорректное сравнение, потому что если мы посмотрим на сетевую аудиторию, на тех людей, которые читают стихи в интернете, то вполне те же самые стадионы и наберутся, - убежден Данила Давыдов. - Просто изменился формат существования стихотворного текста - не только по отношению к публичности, но и по отношению к бумаге.

Однако, по его мнению, литературный процесс в целом (а поэтический - в особенности) все-таки требует бумажного носителя. Потому что он дает некий статус, престиж, ощущение творческой состоятельности.

- Я помню, как в эпоху утопического интернет-литературного бума в конце 90-х годов появилось большое сообщество людей, публиковавшихся исключительно в Сети. Они называли себя уже вымершим словом «сетиратура» и говорили, что создают альтернативное пространство, а бумажные книги скоро отомрут, - вспоминает критик. - Однако когда некоторое количество сетевых авторов внезапно оказались востребованы литературным сообществом, они все тут же издались на бумаге.

[gallery size="medium" ids="90699,90698,90697,90696,90695"]

По мнению Данилы Давыдова, к сожалению, сегодня в России «все хорошо с поэтами, но не все хорошо с теми инстанциями и институциями, которые обеспечивают поэтическое книгоиздание». На всем русскоязычном пространстве наберется едва ли десяток издательств, регулярно и активно выпускающих поэтические сборники. Потому Дана Курская, например, и взялась «героическим образом заполнить эту нишу».

- Мне кажется, поэтических книгоиздательств должно быть гораздо больше. Но это, конечно же, абсолютно дело энтузиастов, - признает Давыдов. – Оно может окупиться символическим капиталом спустя многие годы. Это такой медленный символический капитал, вложение в расчете на очень неблизкое будущее, но вложение совершенно надежное, потому что, например, сборники некоторых акмеистов, символистов, футуристов начала XX века, которые в то время никому не были нужны и издавались такими же тиражами, как сейчас, на современных книжных аукционах стоят огромные деньги.

Однако ждать, когда изданным стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед, действительно готовы немногие. Например, когда Вадима Левенталя, тоже в этом году приезжавшего на «Тверской переплет», спросили, не планирует ли он на свою модную «Книжную полку» ставить поэтические сборники, он прямо ответил, что пока вряд ли.

- До стихов я точно еще не созрел, потому что по издательскому опыту, и не только моему, я знаю, что сборники стихов не продаются. Никакие вообще. Даже если это стихи Лимонова. Это могут быть замечательные стихи, есть много современных поэтов, которых я люблю и читаю, но они не продаются.

То есть в России не все хорошо не только с инстанциями, обеспечивающими книгоиздание, но и с читателями, «стадионы» которых так рассеялись по Сети, что иногда думается: да есть ли они вообще?