САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

На «Тверском переплете» обсудили перспективы детской книги

По статистике трех-четырех последних лет демонстрирует рост только один сегмент книгоиздания — детская литература

В читальном зале библиотеки имени Горького в Твери представлены тысячи книг более 50 издательств России1
В читальном зале библиотеки имени Горького в Твери представлены тысячи книг более 50 издательств России1

Текст: Элина Труханова

Фото: Александр Солодков

Элина-Труханова

По словам вице-президента ассоциации книгоиздателей России Олега Филимонова, по статистике трех-четырех последних лет демонстрирует рост только один сегмент книгоиздания - детская литература (если не брать в расчет литературу учебную).

- При всех кризисных явлениях в книгоиздании и книгораспространении, при фактическом падении интереса к книге объемы выпуска детской литературы не падают, - говорит Олег Филимонов. - И это понятно: дети появляются, растут, нужно обеспечивать их развитие, и книга пока еще незаменима в этом смысле.

Более того, пиар-менеджер издательства «Время» Дмитрий Гасин уверен, что сейчас детская литература даже переживает расцвет, поскольку появились «сотни очень интересных авторов и десятки реально крупных писателей, которых наши дети будут читать своим детям с огромным удовольствием».

При этом, например, известная тверская детская писательница Гайда Лагздынь, 160 книг которой изданы суммарным тиражом в 11 миллионов экземпляров, посетовала на то, что сейчас, наоборот, выпустить книгу стало сложнее.

- Я по профессии биохимик, но ворвалась в литературу, и в советское время нас, писателей, выращивали. Вот из меня, биохимика, вырастили члена Союза писателей СССР, - рассказала писательница. - А сегодня издаваться стало очень сложно. Подхода к оценке детской литературы никакого нет. Это свободное плавание. У кого много денег - тот может издать что угодно. У нас, например, сейчас кинулись издавать зарубежную детскую литературу, а переводы далеко не всегда хорошие.

С другой стороны, полагают эксперты, в последнее время, наоборот, появились новые тенденции, помогающие молодым авторам пробиться к своему читателю. Например, по словам преподавателя кафедры филологических основ издательского дела и литературного творчества ТвГУ Надежды Косоуровой, обычно хорошо заходит на рынок, о чем говорят издатели, тандем «автор плюс иллюстратор». Кроме того, отличный трамплин для пишущих - проводимые издательствами конкурсы и фестивали, на которых происходит публичный предварительный отбор произведений для печати. Причем таким образом издатель минимизирует свои рыночные риски, потому что за произведение голосуют читатели.

- Мною очень любимая Анастасия Орлова из Ярославля, у которой не было никаких связей, зашла с большим тиражом книги для самых маленьких «Яблочки-пятки» именно через фестиваль «Молодые писатели вокруг «ДЕТГИЗа», - приводит пример Надежда Косоурова.

Специфика детской литературы, по ее мнению, еще в том, что между покупателем и читателем в этом случае часто нельзя поставить знак равенства, потому что книгу для ребенка выбирают либо родители, либо педагоги. Поэтому перед издательствами всегда стоит задача - найти подход прежде всего к ним. И как-то преодолеть, к сожалению, существующее пока недоверие к современным детским авторам, поскольку родители предпочитают покупать ребятишкам произведения, проверенные временем. Между тем современной качественной детской литературы - огромное количество.

Тверская универсальная научная библиотека им. Горького

Интересно, что сейчас, в эпоху широкого распространения интернета, у родителей и педагогов даже появилась возможность в какой-то мере «рулить» издателями в этом вопросе, поскольку заинтересованные интернет-сообщества нередко сами предлагают книги для печати. Например, кто-то прочитал книгу на иностранном языке, порекомендовал всем остальным, и она таким образом входит на российский книжный рынок, потому что ее нужно перевести. По словам Надежды Косоуровой, издатели в таком случае получают некие намеки, к которым обычно прислушиваются. Впрочем, это характерно сейчас не только для детской литературы, но и для взрослой тоже.

Сама же детская книга, к сожалению, в основном остается в очень «коротких штанишках»: львиная ее доля выпускается для дошколят и младших школьников. Есть хорошие издания для среднего школьного возраста, а для юношества - их количество минимально. С этим, увы, коррелирует и читательский спрос.

- Маленьких читателей у нас очень много, - говорит заведующая сектором обслуживания Тверского центра детского и семейного чтения имени Пушкина Татьяна Верзилова. - Первые и вторые классы тоже еще читают, в третьих и четвертых идет снижение, а в пятых-шестых читательская активность резко падает. И потом уже возрастание идет по принципу профориентации.

Чтобы выяснить, какое место книга занимает в жизни школьников среднего звена, в 50-й тверской школе даже провели специальное мини-исследование. В нем участвовали 60 семей пяти- и шестиклассников. Так вот, оказалось, что только в 17 процентах семей систематически читают, причем мамы отдают предпочтение развлекательным изданиям, а папы - спортивным или техническим. Традиция совместного чтения любимых детских книг присутствует в шести процентах семей. На вопрос: «Любишь ли ты читать книги?» - положительно ответили половина опрошенных школяров, 31 процент сказали «нет», десять процентов ответили - «когда как, иногда», а девять процентов заявили, что их читать заставляют. Любимыми жанрами у ребят оказались сказка, рассказ и фэнтези.

Чтобы этот скромный список расширить, в школе № 50 стали составлять небольшие перечни из достойных новинок детской литературы для самостоятельного чтения, а ребята по прочтении произведения заполняют читательские дневники. Повысит ли это статус книги в глазах подростков, покажет время. На фестивале «Тверской переплет», увы, все внимание ребят перетянул стенд с научными игрушками: там все три дня - аншлаг. А у книжных развалов, даже с детской литературой, зависают в основном взрослые.