Текст: Юрий Нечипоренко
Детский писатель, директор Всероссийского фестиваля детской книги
Фото: Виталий Белоусов/ТАСС/РГ
Эдуард Успенский обладал удивительной фантазией. Он один создал целый ряд образов, которые прочно вошли в нашу жизнь, стали не просто «брендами», а супербрендами - Чебурашка был символом олимпийской сборной России несколько раз подряд, а продукты под маркой «Простоквашино» вы можете встретить в любом супермаркете. Казалось бы, где Чебурашка с его зарядом «инаковости», забавный уродец с неиссякаемым запасом дружелюбия, который способен не столько бороться и соперничать, сколько влюблять в себя и привязываться - и где «спорт высших достижений»? Однако ничего другого российские власти предложить спортсменам не могли, такого, чтобы было сердцу мило и всем известно…
С другой стороны, характер у детского писателя был бойцовский. При ощущении несправедливости и притеснения он писал письма президенту России, у него было воистину олимпийское чувство собственного достоинства. Это выливалось в борьбу против засилья чиновников (в том числе и не лишенных собственного литературного дарования) в детской литературе в советское время, в сражения за авторские права в постсоветское.
Чебурашка стал воистину народным героем (Фото с сайта vse-footbolki.ru)
В начале 90-х десятки и сотни детских писателей в одночасье лишились тиражей и самой возможности существования: при смене государственного строя в нашей стране рухнула та система, с которой долгие годы боролся Успенский, и не было построено никакой другой (закрылся «Дом детской книги», прекратил существование журнал «Детская литература»). По замыслу реформаторов, новый порядок в стране должна была навести «невидимая рука рынка», и здесь Эдуард Успенский не потерялся - он нашел себя во многих новых проектах, в передаче «В нашу гавань заходили корабли», которая просуществовала без малого двадцать лет на «Радио России» и на телевидении. Почти все его книги стали основой для мультфильмов, и даже «Фиксики», которые сейчас собирают миллионы просмотров, изначально родились из когда-то запрещённых «Гарантийных человечков».
Самое известное детище Успенского после Чебурашки - «Простоквашино», недаром же сейчас готовится продолжение (к счастью, «Союзмультфильм» буквально несколько дней назад успел утрясти с автором юридически-финансовые вопросы). Эта история о самостоятельном ребёнке Дяде Фёдоре, о любви к деревне, о подростке и животных, живущих под одной крышей, как в раю, могла родится только в позднее советское время, с его безопасностью и романтикой неопочвенничества. Вспомним «Самую лёгкую лодку в мире» Юрия Коваля, чудесные картинки деревенской жизни Николая Устинова. Здесь, впервые после Михаила Пришвина, любовь к деревенской природе получает романтический дух новой эпохи.
Выразить этот дух в зримых образах и удалось Эдуарду Успенскому и его соавторам-мультипликатором. За это мы будем любить великого писателя: за воплощенную в его персонажах душевность, за изобретательность, за то самое игровое, «несерьезное» начало («а может быть, ворона, а может быть, собака…»), которое так не любили советские чинуши. И которое породило вереницу образов, ставших частью культурного кода миллионов читателей и зрителей.
Известные всем песни к мультфильмам по книгам Успенского - «Пусть бегут неуклюже», «Голубой вагон», «Кабы не было зимы…» Успенского сочинили Александр Тимофеевский и Юрий Энтин. Но сам Эдуард Успенский тоже был оригинальным поэтом. Выпишем здесь одно из его стихотворений - кажется, что невеселое… и всё-таки озорное.
Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
Спать не даёт
Нам.А над собакою
Кошка живёт.
Мяукает кошка
И спать не даёт
Спать не даёт
Собаке.
Ну, а над кошкою
Мышка живёт.
Мышка вздыхает
И спать не даёт.
Спать не даёт
Кошке.
Ночью по крыше
Дождик стучит.
Вот потому-то
И мышка не спит,
Мышка не спит
Всю ночь.
В небе печальные
Тучи бегут.
Тучи рыдают,
И слёзы текут,
Слёзы текут
Дождём.
А тучи обидел
Маленький гром,
Который по тучам
Стучал кулаком,
Стучал кулаком —
Ба-бах!