Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» за семь лет своего существования собрал большое читательское сообщество, которое состоит из детей и подростков. Они читают книги и делятся прочитанным со своими друзьями. Идет постоянный диалог между сверстниками, и этот диалог о литературе. О читательских вкусах участников проекта рассказывает двукратный победитель конкурса Екатерина Крыцина, участница из Брянской области.
- Твоя любимая книга?
Я люблю читать, стараюсь читать как можно больше, потому что время, проведенное с книгой, для меня - истинное счастье. Поэтому уже успела познакомиться со многими авторами и их текстами. Однако не могу назвать одну книгу, которая поразила меня больше, чем остальные. Многое из прочитанного нашло отклик в моей душе. Например, книги Рэя Брэдбери: роман «451 градус по Фаренгейту», сборник его рассказов «Лекарство от меланхолии». Булгаков «Мастер и Маргарита» - великая книга, ее можно перечитывать бесконечно, каждый раз найдешь что-то новое для себя. Некоторое время назад зачитывалась произведениями Филиппа Пулмана и Теодора Драйзера, а сейчас все чаще обращаюсь к философской литературе.
- Какая книга произвела самое сильное впечатление?
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха произвела на меня ошеломляющее действие, небольшое по объему, но настолько глубокое и значительное по содержанию. Такие книги вдохновляют, их не хочется отпускать.
- К чьим советам прислушиваешься при выборе книги? Почему?
Влюбиться в классическую русскую литературу мне помогла моя учительница по русскому языку. Мы с ней детально разбирали произведения, подолгу разговаривали об авторе, о героях. Эти беседы открывали для меня книгу с разным сторон, она оживала в моих глазах. Моя учительница и давала мне советы, что лучше прочесть. Сейчас я очень ценю мнение брата в этом вопросе — у него большой читательский опыт, его рекомендации всегда попадают в самую точку.
- Какие книги прочитала благодаря участию в проекте "Живая классика"?
Прежде всего познакомилась со своими конкурсными произведениями. Я участвовала два раза: первый - в 2013-м и второй - в 2017 году. Когда училась в 6-м классе, я стала победителем всероссийского и международного этапов конкурса с отрывком из произведения Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». До участия эта книга просто красовалась у меня на полке - руки не доходили. А тут такая возможность! В прошлом, 2017 году я закрепила свой результат, читая отрывок из повести Юрия Яковлева «Гонение на рыжих». С текстом познакомилась, когда искала, чем удивить зрителей конкурса.
- Чего не хватает или что лишнее в школьной программе по литературе?
Школьная программа по литературе, безусловно, знакомит с классическими произведениями русских писателей. Каждый культурный, образованный и уважающий себя человек должен знать русское достояние и гордиться им. Однако есть много интересного и значимого за пределами классики, просто программа не в силах вместить все. Может быть, следует больше времени отводить на внеклассное чтение. К сожалению, не все учителя стараются заинтересовать своим предметом преподавания, не считают нужным предлагать к прочтению что-нибудь, кроме того, что задают на уроках. Поэтому детям часто попадает в руки всякий "книжный мусор", как следствие, у них формируется неправильное представление о жизни. Мне кажется, что умение заинтересовать, правильно подать дивный мир чтения - одна из важнейших задач урока литературы и учителя в частности. Есть же много интересных способов преподнести материал: экскурсии в музеи, квесты и игры по сюжетам произведений, часы внеклассного чтения, творческие работы и оригинальные пересказы и многое другое.
- Советуешь ли книги сама кому-то? Какие, почему?
Да, иногда советую. Случается, что друзья, знакомые сами просят подсказать, а бывает, и наоборот. Это нормально, ведь неважно, кто кому советует. Главное - сам процесс, то, что он есть. Молодежь читает, хочет читать и делится этим с другими. В этом, кстати, очень помогает конкурс «Живая классика» - это не состязание «кто кого», а братство, с друзьями, с беседами, встречами, которые вдохновляют, развивают и мотивируют к новым высотам. Естественно, я советую читать то, что произвело на меня какое-то положительное впечатление, что взволновало, заставило поразмышлять, а не просто прочитать и забыть. Иногда, разговаривая с одноклассниками, я понимаю, что они не читали даже программные произведения полностью, а ознакомились лишь с кратким содержанием. Тогда я убеждаю их найти время и прочитать. И что отрадно, они находят! А потом еще и благодарят меня, что конечно, очень приятно.
- Цитата, которая запала тебе в душу?
Это очень интересный для меня вопрос, даже близкий. Потому что когда-то я завела специальный блокнот, куда записывала все понравившиеся мне цитаты из любимых книг. Многие из них длинные, но так хотелось, чтобы они всегда были под рукой, рядом. Мне кажется, это неплохая идея - создать собственную небольшую книгу из дорогих твоему сердцу слов. Вот одна из них. Цитата короткая, простая, но очень значимая для меня - из книги Ричарда Баха: «Джонатан, - сказал он на прощанье, - работай и познавай любовь!»