Хлесткие литературные манифесты, бурно расцветшие в 1910—1920-е годы после того, как Ф-Т. Маринетти выпустил в 1909 году свой первый "Манифест футуризма", к XXI веку сильно поредели. А уж манифесты, посвященные не поэзии, а прозе, вообще стали редки, как северное сияние. Тем интереснее "манифест новой северной прозы", созревший в Петрозаводске и открывающий одноименную антологию, вышедшую в конце прошлого года. А после прошедшего только что в столице Карелии "Литературного собрания" о "новых северянах" узнали далеко за ее пределами.С любезного разрешения автора манифеста, председателя Карельского союза писателей Дмитрия Новикова, мы перепечатываем его полностью.
Текст: Дмитрий Новиков
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Медленно растет карельская сосна. По несколько миллиметров в год прибавляет она в толщине ствола, чему свидетельство — годовые кольца, узкие, еле различимые порой, шириной с лезвие ножа. Зато какая плотная древесина! Как прочна она в срубах, как красива в сувенирах и солнечной мебели, даже в обычных досках! Каким теплом и правдой жизни веет от нее, лишь стоит взглянуть и прикоснуться!
Так же и северная проза. Медленно, мучительно прирастает она новыми словами, еще труднее — законченными произведениями.
Мороз и снег, нехватка солнца, тяжелый авитаминоз — где брать ей силы, как не в упорстве и труде. В терпении. Но в результате этого процесса могут появиться такие яркие, светлые, пронзительные книги, что порой захватывает дух, и слезы выступают на глазах. Ведь всегда, независимо от обстоятельств жизни их героев, несмотря на тяжесть условий и непредсказуемость результатов — в них сочится свет. Солнечный свет, пробивающийся сквозь мертвую корку обстоятельств, серость неустроенного быта, грязь предательств и предрассудков. Свет этот есть художественная правда.
В современных условиях многие писатели, особенно столичные, утратили его. Попытки торговать вдохновением, успеть за сиюминутной выгодой привели к тому, что серьезному читателю стала неинтересна мнимая глубокомысленность, псевдоразвлекательность и поверхностность русской литературы нашего времени.
А мы не отказываемся от тяжелого и драгоценного наследия прошлого. Тексты и судьбы протопопа Аввакума, Бориса Шергина, Степана Писахова, Варлама Шаламова, Олега Куваева не дадут нам этого сделать. У нас мощный местный фундамент — от «Калевалы» до могучих стариков карельской литературы: Дмитрия Гусарова, Дмитрия Балашова, Ортье Степанова, Якко Ругоева. Мы не ограничиваемся территориально, поскольку знаем — человек любого места жительства, однажды побывав на Севере, становится немного другим. «Год на Севере» Сергея Васильевича Максимова тому подтверждение. Поэтому нам никак не обойтись без Михаила Пришвина, Валентина Распутина, Федора Абрамова, Виктора Астафьева, Владимира Личутина, Юрия Казакова, Андрея Никитина.
Одним из главных признаков принадлежности к «новой северной прозе» должен, как нам кажется, являться полноценный русский язык во всем его многообразии, красоте, точности. Еще говорят старики-поморы в северных деревнях так, что заслушаешься невольно, а душе станет сладко и грустно от внезапного осознания вечности и преходящести. Тем же методом точной поимки вспышек истины и красоты пользовался Иван Бунин со своим «ястребиным взором», и его мы тоже берем в свои учителя.
«Новая северная проза» - это открытая группа. Мы всегда будем рады людям, разделяющим нашу боль и озабоченность нынешним состоянием русского языка и литературы.
Совсем недавно молодая писательница из Санкт-Петербурга Алена Зорина озаглавила свой небольшой текст о Севере «Холодное топливо», и стало радостно, что у нас есть и будут соратники.
Хорошо понимая ответственность своего заявления, мы, тем не менее, делаем его, потому что, если не сейчас и не мы, то кто и когда? Теперь главное — не ульнуть лицом в няшу * . Первой попыткой этого станет Альманах Новой северной прозы, который мы планируем собрать и выпустить в 2016 году.
Среди авторов альманаха известные писатели, отягощенные различными премиями российского масштаба, а также молодые талантливые имена, которые были тщательно отобраны среди многих претендентов.
В свое время драгоценные сокровища русского литературного творчества были сохранены именно на Севере. Былины, предания, плачи и жития, утраченные во всей стране, были восстановлены благодаря северянам, жителям Заонежья и Поморья, нашим предкам. И пусть сейчас тяжелое время для русской литературы, есть надежда и свет в том, что, благодаря стойкости и верности традициям людей севера она сохранит свои главные основополагающие принципы — честность, веру, красоту. И как хорошо, что принципы эти полностью укладываются, соответствуют старому и новому, живому, терпеливому, крепкому направлению — русской северной прозе!
Дм. Новиков
* Ульнуть в няшу (поморск.) — упасть в грязь.
Ссылки по теме: