Текст: Светлана Мазурова/РГ (Санкт-Петербург)
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург», topspb.tv
Выпустила его продюсерская компания Makers Lab, создавшая мюзикл «Мастер и Маргарита», который с успехом уже год идет на этой же сцене.
Зрителям, собравшимся посетить «Онегина», посоветовали соблюдать дресс-код: женщинам - накинуть павловопосадские платки, мужчинам принести букет полевых цветов. У многих в руках действительно были садовые ромашки и букетики, поразительно смахивающие на полевые (а ведь осень наступила!). VIP-гости шли по красной дорожке. Им же вручали оригинальные пригласительные билеты, свернутые в трубочку, с ленточкой и сургучной печатью.
У театра стояла карета - любители селфи выстраивались в очередь. В фойе всех угощали вкусными бубликами и сытными пирожками. Билетеры раздавали зрителям декоративные свечи на батарейках. Зачем? Об этом мы узнали уже во время спектакля. Букеты полевых цветов и пироги будут на дне рождения Тани Лариной, а свечи - на празднике Ивана Купалы.
До премьеры устроили пресс-конференцию. На ней прозвучало: в спектакле появится персонаж, которого нет у Пушкина. Кто же это? Демон, альтер эго Онегина, его темная сторона. Возможно, эта вольность не понравится ценителям классики. Но как заметил музыкальный руководитель постановки Антон Танонов: «Творческий проект - это обязательно другая история. К тому же, этот персонаж - безмолвный, стихов Пушкина не произносит. Его оружие - музыка и хореография». Роль Демона досталась артисту балета Михайловского театра Денису Алиеву.
Корреспондента «РГ» заинтересовало предложение создателей «отказаться от привычного взгляда на роман Пушкина и открыть потаенные грани личности Евгения Онегина». Карты раскрыла продюсер, автор либретто и режиссерской концепции Ирина Афанасьева:
- В советские времена, когда мы изучали в школе роман «Евгений Онегин», наши учителя скрывали две основные линии, которые прекрасно описаны Пушкиным: это эротичность, сексуальность Онегина (в Советском Союзе не было секса) и его религиозность (мы были атеистами). Мы с коллегами внимательно перечитывали произведение и поняли, что это серьезные пласты. Изменилось время - на дворе 21-й век! - и теперь не стыдно говорить о том, что люди занимаются сексом и верят в Бога.
Главные роли исполняют уже полюбившиеся зрителям в жанре петербургского мюзикла актеры: Кирилл Гордеев (Онегин), Вера Свешникова (Татьяна), Антон Авдеев (Ленский). В роли няни сестер Лариных - обладательница премии «Золотая маска» Манана Гогитидзе (великолепная Ребекка в мюзикле «Бал вампиров»).
Над мюзиклом работали два композитора - петербуржец Антон Танонов и москвич Глеб Матвейчук (актер, певец, участник телепроектов «Две звезды», «Точь-в-точь»).
- Музыкальная партитура нашего мюзикла многообразна, - рассказал музыкальный руководитель постановки Антон Танонов. - Есть вкрапления тем из творчества Петра Ильича Чайковского. Поклонники классической музыки, конечно, узнают цитату из его знаменитой Пятой симфонии. Мы аккуратно прикоснулись к таланту гения, это наша дань уважения. Как актеры мечтают сыграть Гамлета, так и композиторы - написать «Евгения Онегина». Это очень смело, ведь любой классический музыкант знает великую оперу наизусть, изучает ее со школьной скамьи… Второй пласт у нас - фольклор. Деревенские сцены решены с использованием народных напевов, их достаточно много, и они подаются в разной интерпретации.
Глеб Матвейчук подчеркнул, что уникальность спектакля «Онегин» в том, что это оригинальный российский проект, не заимствованный у Бродвея, не западная калька. К примеру, исполнитель роли Ленского Антон Авдеев восхищен:
- Музыкальный материал - шикарный! - писали именно для меня, моего голоса. Я могу экспериментировать, могу показывать свои «плюсы».
- Очень приятно было прикоснуться к великому произведению, заниматься сотворчеством (надеюсь, с одобрения Александра Сергеевича) и что-то самому сотворить. Приятно, когда написанные тобой арии нравятся артистам, - поделился автор стихов Андрей Пастушенко.
Отдельная «песня» - костюмы, в которые одеты все без исключения персонажи спектакля. Это воистину праздник, настоящее наслаждение для театралов! Обещание сделать их соответствующими эпохе выполнено с лихвой, на отлично.
- Мы с композитором год создавали этот мюзикл, еще полгода шел постановочный период, но этого времени оказалось недостаточно. Будем оттачивать нашего «Онегина», он заиграет, заблестит и станет еще лучше! - заверила Ирина Афанасьева. - Как было с «Мастером и Маргаритой»? Мы сделали громкое заявление на весь город и на всю страну, сейчас на Бродвей даже едем. (Постановку показали в Москве. В 2016 году проект представят в одном из театров Нью-Йорка. В нем примут участие Иван Ожогин - Воланд, Вера Свешникова - Маргарита. Спектакль станет единственным российским мюзиклом, который войдет в репертуар бродвейского театра. - «РГ»).
- Мы будем еще сочинять наш спектакль и вести его вперед. Мюзикл, в отличие от академического жанра, подразумевает постоянную эволюцию. Поэтому самое неожиданное у нас - впереди, - вторит продюсеру Антон Танонов.
Оригинал статьи «Российская газета»