Текст: Шуплецова
- Да, как это ни грустно и ни страшно — я последний из петербургских поэтов,
- еще продолжающий гулять по этой становящейся все более и более неуютной и негостеприимной земле.
- Георгий Иванов. Закат над Петербургом (1953)
Георгий Иванов — «классик мемуарной прозы», один из крупнейших литературных стилистов, предчувствовавший и живший в предчувствии того «постмодерна», который последовал за советским модерном.
Большая часть творчества Георгия Иванова относится к знаковой классике Русского зарубежья. Это концентрированный образец того, что называли и называют «тоской по Родине». Так говорил и сам Иванов. «Ох, наше прошлое и наше будущее, и наша теперешняя покаянная тоска», — пишет он в поэме «Распад атома», созданной в эмиграции.
Не только с тоской, «с отчаянием, но все же призрачной надеждой» (В. Крейд) вспоминает Иванов об обещании Мандельштама встретиться в Петербурге: «Четверть века прошло за границей, и надеяться стало смешным… Что пророчество мертвого друга обязательно сбыться должно».
«Мировое уродство не рухнуло — вот оно, как скала, по-прежнему подпирает мир».
Георгий Иванов родился в семье потомственного военного и ветерана Русско-турецкой войны Владимира Ивановича Иванова и Веры Михайловны Бренштейн (баронесса Бир-Брау-Браурер фон Бренштейн), происходившей из древнего голландского рода. В юности Иванов получит прозвище Баронесса. С 11 лет Иванов обучался в Ярославском кадетском корпусе, где начнет писать стихи. В литературу, по его собственным словам, Иванов вступил «в последнюю зиму перед войной», в конце 1913 года.
Хотя до этого его первые стихи были опубликованы в 1910 году в журнале «Все новости литературы, искусства, техники, промышленности и гипноза». Уже в 1911 году Иванов много печатался в периодике («Весна», «Всеобщий журнал»), познакомился с Александром Блоком, сблизился с участниками нарождавшегося «эгофутуристического движения» — С. Грааль-Арельским, И. Северянином и К. Олимповым (Фофановым). Вместе с ними Иванов стал одним из авторов программы «Академии Эгопоэзии» — «Скрижалей» .
Иванов сблизился с литератором Георгием Чулковым, автором теории мистического анархизма, тот представляет поэта Михаилу Кузмину. В декабре 1911 года выходит первый сборник стихов «Отплытие на о. Цитеру». Николай Гумилев в своей рецензии на сборник в «Апполоне» пишет, что «Иванов всецело под влиянием М. Кузмина».
Самые яркие творческие годы связаны для Иванова со вступлением в «Цех поэтов». Там он знакомится с поэтами Гумилевского кружка. В 1914 году выходит его второй сборник «Горница».
Иванова часто обвиняли в подражательности, имитации. Иванов признавал влияние на себя двоих — Пушкина и Кузмина. А. Полянин писал в «Шиповнике» (1922), что Иванов «не создатель моды, не закройщик, а манекенщик».
Что ж, в этом Иванов тоже предугадал литературные тенденции двадцатого века.
С 1913 года Иванов печатается в «Апполоне», в 1914 году после ухода Гумилева на фронт становится в нем заведующим отделом поэзии. Это способствовало расширению круга литературных знакомств, послуживших материалом для «Китайских теней» и других мемуаров.
Дань военной теме поэт отдает в сборнике «Памятник славы». В эти годы Иванов печатает множество стихов и рассказов, участвует в литературных обществах и литературных вечерах. В 1916 году Иванов выпускает свой четвертый сборник стихов «Вереск», в котором показывает жизнь последнего года дореволюционной России.
«Ущерб, потускнение, “декаданс” Петербурга начался незаметно, как незаметно начинается неизлечимая болезнь». Иванов был очень привязан к Петербургу: «Все большие дороги русской жизни перекрещивались в одном “невралгическом центре” — Петербурге». Летописец литературной богемной жизни старой столицы вступает в декаданс вместе с ним.
Февральскую революцию Иванов, как и многие его собратья по поэтическому цеху, встретил с энтузиазмом, Октябрьскую воспринял как несчастье. Первые годы советской власти как будто бы не отразились на творческой жизни поэта: он публикует переводы французской и английской поэзии, выпускает эклектические сборники «Сады» и «Лампада», однако пережитые Ивановым обыск и арест, смерть старшего товарища Николая Гумилева подтолкнули его к отъезду из России осенью 1922 года. Отъезд был оформлен как творческая командировка по линии театра. Но продлилась «командировка» 36 лет, вплоть до самой кончины Георгия Иванова:
- …Что ж — притерпелись и попривыкли,
- Не посходили с ума.
- Даже напротив — в бессмысленно-злобном мире — противимся злу:
- Ласково кружимся в вальсе загробном,
- На эмигрантском балу…
В июле 1924 года в парижской газете «Звено» был напечатан его первый мемуарный очерк «Китайские тени». Начиная с этого времени жанр художественного очерка станет в творчестве Г. Иванова преобладающим. Результатом документирования недавних воспоминаний стали блистательные «Петербургские зимы» (1928). Иванов работает в самых разнообразных прозаических жанрах — мемуары, романы, исследования, критика, бытописания — и продолжает писать стихи.
Многим Иванов знаком как автор поэмы в прозе «Распад атома», написанной в Париже в 1938 году, которую так же называли обезличенной и в которой так же до крайней точки доходит ощущение бессилия перед силами, управляющими судьбой мира и судьбой автора, которые «переплетены, как жизнь и сон».
Фонд Георгия Иванова – ф. 2155 – в РГАЛИ был сформирован в 1950-х–1970-х годах из документов, переданных из других фондов, и содержит всего 11 единиц хранения за период с 1915 по 1953 год.
Здесь есть автографы ряда его стихотворений, сборник «Сады» с гравюрами Григория Гидони; переписка с писателем и художником Юрием Юркуном за 1914–1915 годы, письмо критику и мемуаристу русского зарубежья Кириллу Дмитриевичу Померанскому.
Однако документы, связанные с Г. Ивановым, можно найти и в других фондах РГАЛИ. Так, в собрании Александра Блока (ф. 55) сохранилось большое количество их писем за 1912–1919 годы, причем некоторые из писем Иванова сопровождаются пометами Блока. Письма и записки Иванова есть также в фонде Николая Гумилева (ф. 147). Представляет интерес большое собрание писем Иванова к Алексею Дмитриевич Скалдину (ф. 487) с приложением рукописей многих стихотворений. В фонде поэта Дмитрия Михайловича Цензора (ф. 543) также обширно представлена переписка с Г. Ивановым.
Мемуары, собрание сочинений, сборники стихотворений, в том числе изданные при жизни, можно найти в архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
- Список изображений:
- 1.Фотография Г.В. Иванова. 1921 г. Из открытых источников.
- 2.Г.В. Иванов. Предисловие к сборнику стихотворений Н.С. Гумилева «Чужое небо». Фрагмент. 1936 г. РГАЛИ. Ф. 2853. Оп. 1. Автограф.
- 3.Г.В. Иванов. Стихотворения. [1950-е] гг. РГАЛИ. Ф. 2155. Оп.1. Машинопись.
- 4.Фотография Д.С. Мережковского с Г.В. Адамовичем, З.Н. Гиппиус, Г.В. Ивановым, И.В. Одоевцевой, Б.Ю. Поплавским, С.Ю. Прегель, Ю.К. Терапиано и др. С пометами И.С. Зильберштейна. 1930-е гг. РГАЛИ. Ф. 3290. Оп. 1.
- 5.Записка Г.В. Иванова Н.С. Гумилёву. 1920–1921 гг. РГАЛИ. Ф. 147. Оп. 1. Автограф.
- 6.Дарственная надпись Г.В. Иванова В.А. Регинину на обложке сборника стихов «Горница». Изд-во «Гиперборей», 1914 г. РГАЛИ. Инв. № 23639а.
- 7.Г.В. Иванов. Осеннее ненастье. 12 мая 1913 г. РГАЛИ. Ф. 1309. Оп. 1. Автограф.