САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

День ангела

Светлана Кекова помогает увидеть образ Божий и в случайном прохожем, и в родном, сто лет нам знакомом, человеке

Светлана Васильевна Кекова  — поэтесса, филолог, исследователь творчества Заболоцкого
Светлана Васильевна Кекова — поэтесса, филолог, исследователь творчества Заболоцкого

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

  • Там жили понедельник и среда.
  • Среда любила маленькие вещи –
  • Иголки, гвозди, дыры в потолке.
  • А понедельник плакал иногда…
  • Светлана Кекова

Ангел обживает стихотворение раньше поэта. И когда поэт входит в стихи и вносит слова, как путник сумки и чемодан, здесь уже пылает очаг и тикают ходики. Остается лишь расставить все по местам.

Правда, некоторые поэты не знают ничего про ангела. Они всерьез думают, что стихи – плод их собственного ума и мастерства, а если кто-то им и помогает, так это компьютерная клавиатура. Какое смешное заблуждение.

А ведь сколько хороших стихов, столько и ангелов. Они неотлучны от слов. Это они, ангелы, переносят потом стихи от книги к читателю, от сердца к сердцу, даже если эти сердца разделяют века.

Ангельские стихи – не значит благостные (таких у Светланы Кековой и вовсе нет). Они чаще всего трагические, горькие, но каждое из них высекает искру надежды.

  • Ах, сияние жизни, томление в груди!
  • Ранним утром проснешься — и все позади –
  • в небе ангел как белая птица...

Даже там, где речь идет о смерти – смерть побеждается «усилием воскресенья». Это именно усилие и, быть может, поэтому многие стихи Кековой так трудно воспринимаются. Они требуют от читателя встречного душевного усилия.

  • Бог созерцает время поперек,
  • Песок души, как мак, пересыпая
  • Из тела моего в чужую плоть,
  • А в плоть мою душа чужая льется.
  • Да, мы с тобой – песочные часы,
  • Над нами ангел плачет и смеется…

Ангелы Кековой не только плачут и смеются, играют на арфах и врачуют раны. Они носят кирпичи мироздания. Пока человек разрушает, они строят. Это ангелы чернорабочие, как у Саши Башлачева в балладе «На смерть поэтов».

Стихи Кековой настойчиво обращают нас к Евангелию, к самому непостижимому в нем. Поэт подсказывает нам выход из тупика непонимания: не тщиться понять, не биться как бабочка о стекло, а проникнуть, оказаться внутри Евангелия. Именно сейчас это нам дано самой ситуацией в мире. Ведь и до самых благополучных уголков мира (если такие еще остались) долетают крики Вифлеемских младенцев.

  • Ангел времени ранен навылет.
  • Всех, кто память об этом хранит,
  • Ждет повальное бегство в Египет
  • К треугольным домам пирамид…

Сегодня нам часто кажется, что Господь оставил этот мир и встретить его в земной жизни никому из нас не дано. Но поэт думает иначе: «В каждом встречном прячется Господь…» А в такие времена, как наши, – порой и вовсе не прячется.

Светлана Кекова. Фото: Wikimedia

Светлана Кекова помогает нам увидеть образ Божий и в случайном прохожем, и в родном, сто лет нам знакомом, человеке. Она открывает нам глаза на наших самых близких. В последние два-три года ее стихи наполнились голосами и именами родных, друзей и соседей, как до того полнились голосами и именами ветхозаветных пророков и новозаветных мучеников. Тётя Маша, дядя Коля, Света, Валя, Гена-брат, Таня, Машенька, тетя Нина – ангел доброты...

Так открывается новая – быть может, самая заветная и потому счастливая – страница поэтической судьбы Светланы Кековой.

  • ...Но у нас сегодня — радость,
  • мы — в объятиях родни,
  • золотого света сладость
  • льют Саратова огни.
  • И уже завязан в узел
  • ворох мыслей о войне…
  • Мама с тётею Марусей
  • что-то тихо шепчут мне...

Наверное, они желают девочке Свете ангела-хранителя. И я – вслед за ними.

Коротко

Светлана Васильевна Кекова родилась на Сахалине в семье военного. Школу окончила в Тамбове. Училась на филфаке Саратовского университета, где впоследствии защитила кандидатскую и докторскую диссертации, посвященные ее любимым поэтам – Николаю Заболоцкому и Арсению Тарковскому. Живет в Саратове. Преподает в Саратовской государственной консерватории.

Избранное

  • Разговоры о нетлении и бренности,
  • размышленья о любви — к чему они?
  • От меня ты не дождёшься откровенности,
  • откровенность — преступленье в наши дни.
  • То ли выпукло пространство, то ли вогнуто,
  • то ли вечность нас настигнет, то ли миг,
  • но душа должна быть наглухо застёгнута,
  • исключая рукава и воротник.
  • Сопрягаются пылание и тление,
  • воду камнем белым делает мороз.
  • беззащитность — это тоже преступление
  • или всё же не оно? — вот в чём вопрос.

  • Но стоит в дверях мороз, как гость непрошеный,
  • и зачем он в нашу комнату проник?
  • …И висит на старой вешалке заношенный,
  • твой заношенный китайский пуховик.
Светлана Васильевна Кекова. Фото: предоставлено автором

Тетя Нина и дядя Коля

Тане и Маше Кондрашиным

  • С детства мне знакомая картина:
  • Небо в легких белых облаках,
  • Дядя Коля, Таня, тетя Нина,
  • Машенька с Пеструшкой на руках.

  • Жизнь, от устья повернув к верховьям,
  • Мчится, под собой не чуя ног…
  • Бабушка в платке сурово-вдовьем
  • Достает из печки чугунок.

  • Тайно зреет желтая малина,
  • Тайно распускаются цветы –
  • И печально смотрит тетя Нина,
  • Тетя Нина – ангел доброты.

  • Всех объяла странная истома:
  • Где тот мир? И сам ли он возник?
  • И стоит, как мамонт, возле дома
  • Дяди Колин старый грузовик.

Улица Кирпичная

памяти Марии Ивановны Хромкиной

1.

  • По улице Кирпичной ходят голуби,
  • И снег идёт, и бьётся рыба в проруби.
  • Мороз румян, зима — такая чистая,
  • На рукаве — чешуйка серебристая.
  • Детишки в шубах, а деревья — в инее,
  • И мчится лыжник по трамвайной линии.
  • А улица пузырится булыжником,
  • И лает пёс, и мчится вслед за лыжником.
  • И в каждом доме — коврики с оленями,
  • И топят печь сосновыми поленьями,
  • И жарко, потому что печи топятся,
  • А снег идёт, и время не торопится.
  • Привычный кадр документальной хроники:
  • Зима, и снег, приземистые домики…
  • И только в титрах надпись непривычная:
  • «Морозно. Город. Улица Кирпичная».

2.

  • Снова в мир выходит слово,
  • словно солнце из-за туч.
  • Как для музыки былого
  • подобрать надёжный ключ?
  • Ключ скрипичный, быт привычный,
  • за окном — двадцатый век.
  • В комнатушке на Кирпичной
  • сколько жило человек?
  • Тётя Маша, дядя Коля,
  • Света, Валя, Гена — брат.
  • А вокруг — людское море
  • да ещё — людское горе —
  • в нём никто не виноват.
  • Но у нас сегодня — радость,
  • мы — в объятиях родни,
  • золотого света сладость
  • льют Саратова огни.
  • И уже завязан в узел
  • ворох мыслей о войне…
  • Мама с тётею Марусей
  • что-то тихо шепчут мне.
  • Здесь, на улице Кирпичной, —
  • мир, спокойствие, уют…
  • Быт привычный. Ключ скрипичный.
  • Скрипки времени поют.