САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Русский Вальтер Скотт». 25 июля родился Михаил Загоскин

Сегодня вспоминаем одно из упущенных, мало переиздаваемых имен

Михаил Загоскин. Фрагмент портрета В. Тропинина / ru.wikipedia.org
Михаил Загоскин. Фрагмент портрета В. Тропинина / ru.wikipedia.org

Текст: Роксана Найденова

Русская литература полна яркими, самобытными талантами, можно сказать – переполнена. Поэтому в каждой эпохе можно отыскать незаслуженно забытых, «потерянных» авторов, которые не вошли в новый век по многим причинам – культурным, социальным, политическим. Сегодня мы вспомним одно из таких упущенных, мало переиздаваемых имен.

Михаил Николаевич Загоскин (1789–1852) – писатель, драматург и публицист, прославившийся при жизни как «русский Вальтер Скотт». Его исторические романы, посвященные разным эпохам, такие как «Юрий Милославский», «Рославлев», «Аскольдова могила», «Брынский лес» и другие – пользовались большой любовью у читателей и критиков. Так «неистовый» Виссарион Белинский назвал творчество писателя «первой попыткой заставить в русском романе говорить и действовать русских людей по-русски».

Родился автор в семье пензенского помещика, принадлежащей к древней дворянской фамилии времен царя Ивана III. Но некогда богатый род обеднел, и мальчик получил довольно слабое домашнее образование. Однако рано проявившаяся любовь к литературе побудила Михаила заняться самообразованием. Он с детства много читал, в доме была большая библиотека. Особое внимание будущего писателя привлекали исторические романы.

В одиннадцать лет Михаил уже начал сочинять, своим творчеством он делился с родными, которые благожелательно отзывались о его стихах и прозе. Однако раннему увлечению литературой помешала служба. Уже в тринадцать лет Михаил покинул родной дом и уехал в Петербург, где его ждало место чиновника канцелярии.

В 1812 г. при нашествии французов Загоскин записался в земское ополчение, получил ранение в боях при Полоцке, а позже был награжден орденом Святой Анны за проявленное мужество. Через двадцать лет эти события лягут в основу его романа «Рославлев, или Русские в 1812 году», который был самым читаемым произведением об Отечественной войне до публикации эпопеи «Война и мир» Толстого.

Однако самым главным творческим достижением Михаила Загоскина принято считать роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», повествующий о событиях Смутного времени, который был опубликован в 1829 г. Писатель потратил несколько лет на сбор материалов и подготовку. И его усилия не пропали втуне, «Юрий Милославский» принес автору ошеломительный успех, став на десятилетие самым печатаемым и читаемым произведением на русском языке. Именно после публикации этой книги Загоскин получил прозвище «русского Вальтера Скотта» и звание создателя первого русского исторического романа, а также поздравления из-за границы от самого «оригинального» Вальтера Скотта.

В заслугу автору ставилось пристальное, любовное внимание к деталям и мелочам быта простого народа и его нравам, а также чистота и положительность главных героев и легкий, мягкий юмор. Вкупе с доходчивым изложением и стройным слогом, исторические романы Загоскина пользовались популярностью не только у взрослых, но и у детей.

Громкое имя в театральных кругах автор снискал после постановки «Комедии против комедии, или Урок волокитам» (1815), которая была написана в подражание известному в те времена драматургу Александру Шаховскому и его комедии «Липецкие воды, или Урок кокеткам». Пьеса пользовалась большим вниманием и с успехом ставилась в столичных театрах.

Через Шаховского и его окружение Загоскин вошел в Общество любителей российской словесности. Сторонник всего традиционного, он отстаивал идеалы классицизма против «карамзинистов» с их сентиментальными интенциями и заимствованиями из иностранных языков.

Высмеивая новую моду, Михаил Загоскин пишет комедию «Господин Богатонов» (1816), выводя в качестве главного героя помещика-невежду, который, не имея и простейших понятий о нравственности и вежливости, при этом кичится своими французскими манерами. В 1817 г. выходит роман-пародия «Неравный брак» – крайне необычное произведение, в котором гармонично сочетается карамзинский сентиментализм с бытописанием в духе Общества любителей российской словесности, которые до этого считались несводимыми противоположностями. Продолжая эксперименты в жанре сатиры, писатель в 1817 году создает две интермедии: «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка», которые послужат полезным материалом для создания в скором будущем «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизора» Гоголя.

Вообще Михаила Загоскина сегодня принято считать одновременно и предшественником, и последователем гения – Николая Васильевича Гоголя. Острая, полемическая сатира неравнодушного, идейного Загоскина подготовила публику к появлению «Петербургских повестей» и романа «Мертвые души», сделав их возможными в мире русской литературы. В стилистическом отношении Загоскин и Гоголь тоже во многом схожи. Оба особо проявили себя в деталях, в картинах быта и интерьеров (вспомнить хотя бы описание домов помещиков из романа «Мертвые души»), оба нашли путь к сочетанию сатиры с искренними эмоциями. А также оба сохранили особое, мистическое отношение к старине и истории. У Загоскина этот мистицизм проявляется в отношении к хронологии событий: в названиях его романов постоянно встречаются числа, даты («Русские в 1612 году», «Русские в 1812 году», «Русские в начале восемнадцатого столетия» и др.), которые помогают читателю проследить некую цикличность истории. Например, все описываемые автором потрясения происходят именно в начале веков. Подобную композиционную последовательность находим и у Гоголя. В его цикле из четырех повестей «Миргород» перед читателем предстает круговорот жанров: от исторического и героического «Тараса Бульбы» к мелкому и вневременному в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Михаил Загоскин, портрет В. Тропинина. Фото: ru.wikipedia.org

Особого же внимания заслуживает вклад Михаила Загоскина в русскую готику XIX в., которая сегодня как целое и обособленное направление практически не читается и не исследуется. В подражание «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Гоголя, Загоскин создает «Вечер на Хопре» (1834 г.) – собрание повестей, наполненных мистикой и ужасом, которые также берут начало из народного фольклора. Помимо Гоголя и Загоскина, русскую готику создавали и развивали Салтыков-Щедрин (его «Господа Головлевы» получат новое дыхание в американской южной готике Уильяма Фолкнера и Трумана Капоте уже в XX в.), а Алексей К. Толстой ввел в русскую литературу популярный сегодня образ вампира-аристократа.

Безусловно, главным достоинством и недостатком произведений Михаила Загоскина была их «жанровость». А жанровая литература, как известно, в русской словесности традиционно не пользовалась большим уважением. Однако сегодня, пожалуй, ситуация меняется.