Текст: Игорь Карнаухов
Мультимедийную инсталляцию по «Мёртвым душам», на создание которой московскую художницу Женю Ржезникову вдохновила одноименная поэма Николая Гоголя, представили в рамках всероссийской Ночи музеев-2022 в Пермском музее современного искусства.
Продолговатый белый экран, пюпитр, микрофон перед ним и динамик ожидали входящих в этот зал музея PermM. По экрану от одного края до другого змеилась пульсирующая продольная чёрная линия будто горизонт, а на пюпитре – томик «Мёртвых душ» и выдержка из них – сцена отъезда Чичикова в его вояж по отдаленным имениям из второй главы. Запустить действие призван собственно зритель (пользователь), начав... читать текст в микрофон. Пульсирующая линия побежит справа налево, и появятся вдоль неё холмы, леса, перелески, проскачут верховые, будут возиться на пашне и, любопытствуя, поднимать голову земледельцы... Откуда-то со стороны зазвучат народные песни.
Сначала, при первой остановке зрителя вместе с незримым Чичиковым – а, конечно, имеется в виду его путешествие – явится группа крестьянок в старинных народных костюмах. Миг – и у них в руках окажутся портреты родных мужчин, будто жительницы села прямо сейчас собрались идти «Бессмертным полком». Далее, при перемещении героя из Центральной России в Сибирь от линии всплывет толпа мужчин в одинаковых мышиного цвета шинелях. Ещё немножко перемещения под размеренное чтение гоголевской прозы – и глянет чуть не с пол-экрана скуластое, с раскосыми глазами, лицо мужчины монголоидной расы, уроженца восточных окраин империи… Колёса брички Чичикова, самого оставшегося незримым, не только что проехали до Москвы и Казани, он продолжил свое путешествие дальше: через Нижегородскую губернию, Тобольский острог, современную Иркутскую область, дикие бурятские степи Забайкалья – на Сахалин.
Среди панорамы лиц можно будет узнать и персонажей поэмы – так, Коробочку встречаем в нижегородской деревне, откуда всех мужчин забрали в рекруты, а Ноздрёва мы находим среди сибирских каторжан!
Когда кончится предоставленный фрагмент текста, зритель может продолжить читать по книге – и при старании отдельным пользователям повезёт вызывать дополнительные изображения: программа, визуализирующая образы, позволяет зрителю воздействовать на картинку посредством силы и громкости голоса.
Как поведала автор Женя Ржезникова, изначально её композиция была предназначена для воплощения на сцене посредством нескольких артистов и хора, поскольку это был замысел для дипломной работы в ГИТИСе в мастерской Дмитрия Крымова. Однако затем художница сосредоточилась на идее отражения картины созданного Гоголем в его поэме «сложного, парадоксального, густо насыщенного деталями ландшафта страны» – пейзажа, который есть по сути портрет.
– Меня увлекла идея расширения времени и географического пространства этой русской одиссеи, как ещё воспринимают поэму, – рассказывает Ржезникова. – Показать не Малороссию середины XIX века, которой вдохновлялся Гоголь, но двинуться дальше на восток, до Сахалина, до самых границ империи XIX века.
Замысел заставил углубиться в архивы, разыскивать старинные фотографии – так мультимедийная композиция наполнилась анимированными образами, воскрешающими картины и жителей шести реальных селений. Музыка — звукохудожницы Виталины Стрекаловой.
Созерцание видеоинсталляции пермскими зрителями наполнилось особым смыслом: в этом году и в этом месяце со дня выхода «Мёртвых душ» исполнилось 180 лет. Первый том «Похождений Чичикова» вышел из стен московской Университетской типографии 21 мая 1842 года.
Увидеть мультимедийную фантазию могут и в других городах и регионах страны.
Женя Ржезникова окончила Российский институт театрального искусства (ГИТИС) в 2020 году. Работала художником-постановщиком в «Современнике», Театре им. М. Ермоловой и других труппах. Участник выставочных проектов в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Венеции и других городах.