САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

День театра. Батальные сцены

В честь Дня театра, отмечаемого 27 марта, мы решили вспомнить творения русской и мировой драматургии, буквально воплощающие известное выражение "театр военных действий"

 27 марта, в День Театра вспоминаем творения русской и мировой драматургии, буквально воплощающие известное выражение 'театр военных действий'  / godliteratury.ru
27 марта, в День Театра вспоминаем творения русской и мировой драматургии, буквально воплощающие известное выражение 'театр военных действий' / godliteratury.ru

Текст: Фёдор Косичкин

1. Аристофан. «Лисистрата»

(411 до н.э.)

Не первая антивоенная пьеса знаменитого древнегреческого комедиографа, но первая из широко известных антивоенных пьес. Можно сказать, пролог.

Аристофан умудряется облечь в форму игривой комедии совсем не веселую тему: после крайне неудачной военной экспедиции на Сицилию афиняне жаждали мира – и в этой ситуации оказывается правдоподобным фантастическое для Древнего мира допущение: женщины берут в свои руки решение вопросов войны и мира и вынуждают мужчин направить свой воинственный пыл в мирное русло.

2. Уильям Шекспир. «Генрих VI, часть 3»

(ок. 1591)

Третья из четырех "исторических хроник" молодого Шекспира, написанная, называя вещи своими именами, для того, чтобы представить в невыгодном свете проигравшую сторону "войны роз", в данном случае конкретно Генриха из рода Ланкастеров, проигравшего битву, заключенного в Тауэр и/или убитого Эдуардом из рода Йорков за 120 лет до написания пьесы. Все шекспировские пьесы полны жестокостей и кровавых подробностей, но именно эта считается рекордной во всем шекспировском корпусе по количеству представленных битв: четыре – прямо на сцене, еще об одной герои рассказывают друг другу.

3. Михаил Булгаков. «Бег»

(1926)

Если дебютная пьеса драматурга Булгакова – «Дни Турбиных» является автоинсценировкой романа «Белая гвардия», то непосредственно следующий за ней «Бег» сразу задумывался и реализовывался именно как пьеса. Причем пьеса новаторская – где не действия, а «сны», герои не входят и выходят, а «возникают» и «проваливаются». А в центре драматического во всех смыслах повествования – отчаянная военная сшибка двух Россий. Завершившаяся безоговорочной победой одной из них. Сталину понравилась пьеса Булгакова, которую МХАТ репетировал в сезоне 1928-29 годов, но от постановки он «предложил» воздержаться. Так что премьера «Бега» прошла лишь после смерти их обоих, в 1957-м.

4. Бертольд Брехт. «Мамаша Кураж и ее дети»

(1939)

Сюжет пьесы о неутомимой маркитантке, для которой война – бизнес, даже если убивает ее собственных детей, разворачивается во время 30-летней войны, в 1620-1630-е годы. Брехт писал ее при всполохах новой большой европейской войны и насыщал тест намеками на злободневность, но – не успел: война разразилась раньше, чем пьеса была поставлена. «Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать. «Мамаша Кураж и её дети» — опоздала», – сетовал драматург. Впрочем, опоздав, не устарела: подлинную долгую славу «мамаша Кураж» обрела уже после войны.

Александринский театр. Пьеса Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»/ Владимир Постнов / Александринский театр

5. Александр Гладков. «Давным-давно»

(1940)

1940-й – последний год, когда война могла казаться чем-то, что было «давным-давно» и о чем можно написать легкую комедию в стихах. Фильм «Гусарская баллада», снятый по пьесе Эльдаром Рязановым в 1962 году в совершенно других исторических условиях, в разгар оттепели, воспринимался уже скорее не как батально-патриотический, а как феминистический. Чему, конечно, способствовал чрезвычайно удачный кастинг: Шурочка – 21-летняя Лариса Голубкина казалась мужественной в колете и женственной в корсете. Другой же персонаж – поручик Ржевский давно зажил своей отдельной и от пьесы, и от фильма жизнью.

6. Константин Симонов. «Парень из нашего города»

(1941)

Пьеса о советском герое-танкисте — простом парне, уехавшем воевать в Испанию, проникнута настроением «Если завтра война, если завтра в поход…». Завтра наступило через два месяца после премьеры. За время Великой Отечественной войны Константин Симонов написал еще несколько пьес – уж не про завтра, а про наставшее сегодня.

"Парень из нашего города". Телеспектакль (1978)

7. Леонид Леонов. «Нашествие»

(1941)

Большой и честный писатель, Леонов избирает неоднозначную и даже сомнительную по тем временам тему – поведение в оккупации человека, только что отсидевшего тюремный срок по бытовой статье. Причем отсидевшего за дело. И превращает ее даже не в притчу о блудном сыне, а в аллегорию известного издавна правила: война, как увеличительное стекло, делает заметнее все человеческие качества, и дурные, и хорошие. Но подлинную славу пьесе принесла одноименная экранизация Абрама Роома, выпущенная в 1944 году.

8. Александр Корнейчук. «Фронт»

(1942)

Пьеса, написанная многоопытным автором по прямому указанию Сталина и – редчайший случай! – целиком напечатанная в газете «Правда», призвана была объяснить трудящимся неудачи Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны: все дело в том, что в штабах фронтов окопались заслуженные генералы,

воюющие, как привыкли двадцать лет назад "на той единственной гражданской", а надо-то воевать по-новому, дать дорогу молодым! (О том, что большая часть легендарных комбригов никак не могли ставить палки в колеса молодым потому, что закончили свои дни в 1937 году, разумеется, ни слова не было.) Военные специалисты были возмущены такими нападками профана, но, разумеется, в условиях войны особо свое возмущение не выразишь – и пьеса имела невероятный успех.

Интересно, что параллельно писательской, Корнейчук делал успешную чиновничью карьеру, причем по дипломатической части. И даже возглавил в феврале 1944 года новообразованный наркомат иностранных дел Украинской ССР. Наркомат этот был создан Сталиным исключительно для того, чтобы Украина могла самостоятельно войти в ООН – и когда новоиспеченный нарком-драматург неожиданно стал готовить проекты самостоятельных, отдельных от Москвы мирных договоров, в июле того же года его отстранили от должности. Впрочем, без дальнейших последствий.

9. Виктор Розов. «Вечно живые»

(1943)

Вечно живы герои дебютной пьесы 30-летнего фронтовика Розова не потому, что они не умирают – увы, умирают, как и все, а потому, что у них, по-пушкински, сердца для чести живы: «Если я честный, я должен». В 1956 году с этой пьесы начался ефремовский «Современник». А в 1957 году на ее основе был снят фильм «Летят журавли», до сих пор считающийся одной из вершин советского кинематографа.

«Вечно живые» в «Современнике». Фото: vk.ru

10. Джанни Родари. «Волшебный барабан»

(1953)

Родари-драматург известен гораздо меньше, чем Родари-поэт и Родари-сказочник. Тем не менее он написал десяток пьес в стихах и в прозе. В основном – для самодеятельного, школьного театра, зачастую используя в качестве основы известные сюжеты, но придавая им оригинальное звучание. Вот и здесь – с помощью своего заколдованного инструмента, при звуках которого все пускаются в пляс, хотя бы против воли, бравый барабанщик не только посрамляет разбойников, но и останавливает войну. Через шесть лет этот образ всепобеждающего и всепримиряющего барабана использовал в своем знаменитом романе Гюнтер Грасс. Впрочем, надо признать, едва ли с подачи 33-летнего итальянского журналиста-коммуниста.

Иллюстрация Виктории Поповой из книги "Театр Джанни Родари" (М.: Белая ворона, 2019)


11. Алексей Арбузов. «Мой бедный Марат»

(1965)

Если рассказывать, о чем эта пьеса, "в двух словах", в основе ее – любовный треугольник, возникший в одной комнате осажденного Ленинграда – но не разомкнувшийся вместе с кольцом блокады. Одна из самых известных пьес советского времени, выдержавшая за 50 лет более трех тысяч (!) постановок.



12. Карл Коста, Франц фон Зуппé. «Легкая кавалерия»

Франц фон Зуппе

(1866)

Ноты 1902 года. Фото: Ebay.com

В маленький городок входит на постой полк гусар, и сонная провинциальная жизнь наполняется страстями и интригами. Причем в их основе – отношения зрелого отца, молодой дочери и влюбленного в нее шалопая в мундире. Что-то напоминает? Нет, это не сценарий фильма Рязанова и Горина "О бедном гусаре замолвите слово". А либретто знаменитой в свое время венской оперетты – заложившей основы самого этого популярного жанра. Строго говоря, батальных сцен в ней нет; но все герои-(мужчины) носят военную форму и щеголяют военной выправкой.

Во всяком случае, носили в оригинальном либретто. Которое в 1934 году оказалось полностью переписано так, что отныне "легкая кавалерия" – это... труппа частного балета. Можно считать эту радикальную замену символической.