САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

5 курортов, где рождались культовые произведения

От Лазурки до Ямайки: какие морские курорты вдохновили Чехова, Паустовского и Хемингуэя?

Фото: Travelask

Партнерский-материал

*

Морские курорты умеют вдохновлять творческих личностей. Формула «Посидел на пляже — написал книгу» работает не всегда и не со всеми, тут нужен особенный набор качеств отдыхающего. У Хемингуэя, Чехова, Паустовского, Кристи и Флеминга курортный роман с литературой сложился идеально.

1. Гавана — «Старик и море»

Эрнест Хемингуэй с голубым марлином, 1934 год

Город-курорт Гавана в плане крутости может больше ничего не делать — там творил Эрнест Хемингуэй, и этого достаточно. Деревушка Сан-Франциско-де-Паула, где Хемингуэй сначала снял, а потом и купил себе дом, — это пригород столицы, но по умолчанию считается, что писатель жил в городе.


Хемингуэй рассказывал, что всегда начинал работу над произведением сразу после восхода солнца — редко в кабинете, чаще прямо в спальне.


Хотя до пляжа было рукой подать, на песке под пальмами ему не писалось.

По легенде, идея повести «Старик и море» зародилась у Эрнеста не на Кубе, а в Бимини, районе Багамских островов, но сформировалась история именно в Гаване. Писатель утверждал, что образ старика Сантьяго — собирательный и ни на ком конкретно не основан. Только вот примерным прототипом, вероятно, все же был давнишний приятель Хемингуэя и его почти ровесник рыбак Грегорио Фуэнтес. Вместе они и рыбачили, и выпивали, и даже были «морскими осведомителями» США во время Второй мировой. Огромного голубого марлина — прототипа той самой рыбы, которая фигурирует в повести «Старик и море» — они поймали тоже вместе.

Повесть «Старик и море» впервые опубликовали 1 сентября 1952 года в журнале Life — и этот выпуск за два дня разошелся пятимиллионным тиражом. За это произведение Хемингуэй получил Пулитцеровскую и Нобелевскую премию в 1953 и 1954 годах соответственно.

2. Ницца — «Три сестры»

Обложка первого отдельного издания пьесы, 1901 год

Ницца, Канны, Сен-Тропе, Ментон, Антиб и десятки городков и деревушек, щедро рассыпавшихся по Лазурному Берегу, служили вдохновением для целой армии писателей. Тут работали Фридрих Ницше, Сомерсет Моэм, Генрих Манн, Владимир Набоков, Александр Куприн, Ги де Мопассан и еще несколько десятков, а то и сотен литераторов разного масштаба и национальности.

Среди них был и Антон Чехов. В декабре 1900 года он приехал в Ниццу с сырым и слабым черновиком пьесы «Три сестры», которую начал писать в Ялте. Он уже успел показать и частично переработать пьесу в Москве, но работы еще предстояло много. Именно в Ницце писатель существенно перестроил третий и четвертый акт произведения, которое станет театральной легендой.

«Переписываю свою пьесу и удивляюсь, как я мог написать сию штуку, для чего написать <...> В III акте я кое-что изменил, кое-что прибавил, но очень немного», — писал Чехов 15 декабря своей будущей жене Ольге Книппер. А через два дня добавил, что в IV акте «произвел перемены крутые» и в роли Маши «прибавил много слов».

Небольшие исправления в новой версии «Трех сестер» Чехов делал после отъезда из Ниццы в Риме, а потом и в Ялте, но основной этап работы над второй частью был окончен в Ницце. Позже с корректурой первой и тем более второй части было много путаницы — но это уже другая история.

3. Юрмала — «Золотая роза»

Константин Паустовский за работой

Юрмала и особенно ее часть, Дубулты, стала меккой русских писателей еще в середине XIX века — на Рижском взморье отдыхали Лесков и Гончаров. В советские времена в районе Дубулты открыли Дом творчества писателей, и гостями города стала россыпь литературных талантов. Там отдыхали и писали Валентин Катаев, Василий Шукшин, Чингиз Айтматов, Василий Аксенов, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Денис Драгунский и Евгений Евтушенко.

Среди резидентов Дома творчества был и один из самых тонких, романтичных и принципиальных писателей советской эпохи Константин Паустовский — литературный кумир Марлен Дитрих. В 1955 году он приехал на Рижское взморье и, по его же воспоминаниям, «за полтора месяца сделал столько, что в Москве для этого понадобилось не меньше восьми месяцев». Среди прочего он написал там повесть «Золотая роза» — заметки о своем понимании писательства и своем творческом опыте. Повесть стала знаковой для Паустовского и для советской литературы в целом — она начала серию авторских откровений о писательском труде в СССР.

Через 9 лет после ее издания, в 1965 году, Константина Паустовского включили в список претендентов на Нобелевскую премию по литературе — в том числе и за написание «Золотой розы». Дело с награждением Паустовского было решенным — вроде как сигнальные версии однотомника писателя в «Нобелевской» серии уже были отпечатаны. Но не сложилось. Из русских писателей в этом списке были также Набоков и Ахматова. А еще Шолохов — вот ему и отдали премию.

4. Стамбул — «Убийство в “Восточном экспрессе”»

Номер Агаты Кристи в стамбульском отеле Pera Palace Hotel

Королева детектива Агата Кристи обожала новые страны. В 1922 году она совершила кругосветное путешествие, побывав в Канаде, США, Южной Африке и Австралии. Позже она недолго пожила на Канарских островах и объехала Европу и почти весь Ближний Восток. Во время поездок Кристи не только собирала фактаж и вдохновение, но и писала романы — обычно в гостиницах. Один из самых известных детективов, «Убийство в “Восточном экспрессе”», она создала в номере люксового стамбульского «Пера Палас Отеля» у моря.

Эта фешенебельная гостиница была предназначена для состоятельных пассажиров знаменитого «Восточного экспресса», соединившего Париж и Стамбул на главном своем маршруте. Агата Кристи часто путешествовала этим поездом и называла его «своим несомненно самым любимым». В 1933 году она приехала в Стамбул, по обыкновению заселилась в 411-й номер и сразу же начала работу над новой книгой. Во всяком случае, так гласит легенда.


На идею создания «Убийства в “Восточном экспрессе”» Кристи натолкнули две реальные истории.


Первая — громкая история похищения и убийства полуторагодовалого сына известного авиатора Чарльза Линдберга в 1932 году. Вторая — снежная ловушка, в которую на целых шесть дней в 1929 году «Восточный экспресс» попал в турецком городе Черкезкёй. Эти события ярко отразились в романе — правда, в переработанном виде.

Сейчас номер 411 в «Пера Палас Отеле» — это жилой мемориальный музей Агаты Кристи. Интерьер с тех времен не менялся, в комнате есть собрание детективов писательницы на нескольких языках, «ее» печатная машинка, а на стенах висят ее портреты и вырезки статей из газет, в которых о ней писали.

5. Оракабесс — бондиана

Дэниел Крэйг в роли Джеймса Бонда в фильме «Казино Рояль», 2006 год

Свой первый роман о Джеймсе Бонде — «Казино Рояль» — легендарный Ян Флеминг написал в городе Оракабесс на севере острова Ямайка. Там же родились и все остальные книги серии.

Когда в 1946 году Флеминг выкупил участок земли на острове и построил там небольшой особняк «Золотой глаз», он и представить себе не мог, как много это место будет значить для любителей шпионских триллеров. Флеминг к тому времени стал начальником корреспондентской службы в The Sunday Times и специально оговорил, что пару месяцев в году остается на Ямайке и пишет книги. Так он обеспечил себе время для Бонда.


Главного героя Ян Флеминг назвал в честь автора «Практического справочника птиц Вест-Индии» орнитолога Джеймса Бонда.


Автор хотел сделать главного героя максимально нейтральным, и это имя вполне вписывалось в концепцию. Черновик «Казино Рояль» Флеминг создал меньше чем за месяц. Позже он рассказывал, что писал по три часа утром и час вечером, ничего не правил и не пересматривал, то, что уже написал, — и так у него получалось выдавать по две тысячи слов в день.

book-24