САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Презентованы дневники отца Даниила Хармса

В казанском центре современной культуры «Смена» представили детские книги 20—30-х гг., дневники Ивана Ювачева и каталог, посвященный школе Петрова-Водкина

Дневники отца Хармса
Дневники отца Хармса

Текст: Андрей Васянин/РГ

Фото: www.ggallery.ru

Искусствовед, галерист и коллекционер Ильдар Галеев работает в Москве, он открыл художественную «Галеев-Галерею», в которой показывает работы незаслуженно забытых мастеров 1920—1930-х гг. В прошлом году он стал консультантом проекта «А+А» (это совместная издательская инициатива издательства Ad Marginem и студии ABCdesign при участии «Галеев-Галереи». — «ГЛ»), в рамках которого вышло пять репринтных книг того времени, и каждая из них — выдающийся образец культуры русского авангарда.

Несмотря на то, что во всех анонсах мероприятия в Центре современной культуры «Смена» активно использовалось слово «репринт», сам Ильдар Галеев предпочитает не называть так представленные издания (переиздания детских книг 20—30-х гг., дневники отца Даниила Хармса и двухтомный каталог школы Петрова-Водкина), подчеркивая, что, получив новое рождение и оставшись в плане иллюстраций и текста без изменений, старые детские книги были дизайнерски и стилистически переосмыслены в духе современности и стали мостом между культурами разных эпох, которые разделяет почти столетие.

Говоря о важности жанра детской литературы в России 1920-х годов, Галеев, назвав ту эпоху «счастливым периодом в жизни нашей страны, когда появлялись кооперативные издательства, частные предприниматели», говорил, что в основном эти процессы шли в Москве и Петрограде/Ленинграде, но и в Казани была высочайшая книжная культура. В российских реалиях детская книга воплотила самые радикальные идеи и в ее жанре работали выдающиеся мастера, чего не было на Западе.

При этом открыть и переосмыслить ценность и уникальность русского авангарда 1920-х годов помогли, как это ни странно, западные исследователи: с 1960-х годов на Западе стали появляться исследования, посвященные российским авангардистам, выходить книги, открываться выставки. В 1920—1930-е годы автор текста или стихов в книге приравнивался к художнику.

— Это были совершенно равноправные авторы, и на обложке они ставились в равноправные условия. Это книга «А+Б» - поэта и художника, — сказал Галеев.

Так, в книге «Шары» художник Николай Лапшин, по словам искусствоведа, сумел «подобрать ключи к немножко выспренней, символистской поэзии Мандельштама и дать ей свой изобразительный эквивалент. И все это на грани шутки, фантазии, перевертыша».

Основой для переиздания послужили не сканы старого издания, а оригинальные иллюстрации выдающего мастера Лапшина, обнаруженные самим Ильдаром Галеевым у внучки художника во Владивостоке. На антресоли в одной из «хрущевок» города на другом конце страны хранились настоящие сокровища, пригодившиеся в том числе при переиздании книги «Шары», считающейся поистине сокровищем русского авангарда.

А, например, книга «Рынок» сочетает в себе гениальные творения ученицы Петрова-Водкина Евгении Эвенбах и стихи Евгения Шварца (кстати, уроженца Казани). Трогательное название «Собачки» полностью отражает содержание книги выдающейся художницы и иллюстратора Веры Ермолаевой. Мальчик, пришедший на выставку собак, задался целью нарисовать их всех в своем альбоме и на первой страничке изобразил одну собаку, на второй - уже двух, на третьей - четверку псов... С каждым разом на страничке книги собачек становилось все больше.

Помимо книг проекта «А+А» коллекционер презентовал два собственных издания. В 2016 году в «Галеев-Галерее» проходила выставка «Школа Кузьмы Петрова-Водкина (1920—1930-е)», являвшаяся результатом многолетних исследований самого Ильдара Галеева. К ее открытию был издан двухтомный каталог, в котором рассказ о творческом методе художника и принципах его педагогики соседствует со сведениями о творческой деятельности полусотни его учеников.

Вторая книга, или, вернее, многотомник, издающийся «Галеев-Галереей» с 2016 года, — собрание дневников Ивана Ювачева (1860—1940) — отца Даниила Хармса, военного моряка, народовольца, заключенного одиночных камер Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, сахалинского каторжанина, мемуариста, православного писателя и эссеиста.

Источник: издание «События».

Ссылки по теме:

Ad Marginem переиздаст Мандельштама и Катаева — 01.12.2016

В Петербурге учредили премию Хармса — 24.08.2016

Советские книги на американском сайте — 13.09.2016

Пастернак и Маяковский для детей —26.05.2016

Долой Бабу-ягу! — 01.06.2016