Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
На фото: Александр Лушин в монопьесе по Хармсу
В Перми завершился третий всероссийский фестиваль моноспектаклей «Моноfest». Первое место и статуэтку кота получила «История СДЫГР АППР», рассказанная Александром Лушиным из Санкт-Петербурга на основе произведений, дневников и писем Даниила Хармса (режиссер Юрий Васильев, «Такой театр»).
Этот спектакль намеревались показать в Перми еще в 2014-м, на первом фестивале монодрам, возобновленном после двенадцатилетнего перерыва. Сами авторы определили его жанр как "галлюцинация без антракта". Так, мы застаем героя в тюрьме в последний период его жизни и вместе с рассказчиком словно погружаемся внутрь его причудливого сознания. Отрывки прозаические и стихотворные чередуются с исповедальными монологами и горькими признаниями, - и так резко, что не сразу поймешь, поведали ль нам только что о событии из жизни или рассказали эпизод новеллы, порожденной весьма своеобразным воображением. Их сменяют строки личных писем, отправитель которых оставался любителем игры и мистификации, как и в текстах, предназначенных для журнала или издателя. После затейливого юмора нагоняется беспросветный мрак. Лишь когда рассказчик обращает взор к решетке будто к иконе или, понурив голову, признается в полном безденежье без перспектив поправить положение и ждет еще худших неприятностей, - мы понимаем, где настоящий Хармс.
Кульминацией становятся строки, когда-то адресованные юным читателям, а в контексте спектакля контрастирующие со всем услышанным своей ясностью. Словно с абсурдиста спадает маска кудесника путаницы, творца нелогических сочетаний, и он совершает недвусмысленный духовный выбор.
Мне кричат журавли: «Так оставь корабли!
Мы на крыльях тебя понесем,
Все покажем тебе и расскажем тебе,
И расскажем тебе обо всем!»
— Нет, спасибо! - кричу. -
Уж я не полечу.
Лучше вы возвращайтесь ко мне.
Я отсюда совсем никуда не хочу.
Я останусь в советской стране.
Если бы на нынешнем «Монофесте» присуждали приз зрительских симпатий, предпочтения публики, пожалуй, совпали бы с выбором профессионального жюри. В аккаунте фестиваля в социальной сети организаторов много благодарили за этот спектакль.
«Спектакль о гении прожит актером гениально. Браво!», - пишет один пользователь.
«Пойду куплю книги Хармса, которых нет, и прочту-перечитаю. После вчерашнего спектакля на #Монофест по дневникам и произведениям Даниила Хармса первая реакция была - что-то не то автор напридумывал…» - вторил другой.
Второе место — у композиции "Как ты думаешь, Леонардо?" в исполнении и постановке актрисы Пермского театра кукол Аси Галимзяновой, выступившей в драматическом амплуа, по «Школе для дураков» Саши Соколова.
На третьем месте — снова работа из северной столицы, "Диалоги по поводу американского джаза" Полины Сидихиной (театр «Мастерская», режиссер Анна Зуммер) по пьесе современного автора Елены Ерпылёвой. Исполнительница разворачивает картину духовного кризиса преуспевающей бизнес-леди, которая в возрасте немногим за тридцать, добившись полного материального достатка со всеми атрибутами, потеряла при этом вкус к жизни и ее смысл.
За работу "Я — солдат. Другой формат" (Иван Шевелёв, Киров, «Независимый театральный проект») по пьесе другого современного драматурга, гостьи Перми в эти дни, Юлии Ионушайте присужден специальный приз.
Всего в конкурсной программе «Моноfest’а-2016» состязалось восемь моноспектаклей из Перми, Петербурга, Екатеринбурга, Кирова, Абакана и подмосковных Мытищ. Чтобы составить ее, жюри рассмотрело более сорока заявок со всей страны и бывших союзных республик.
Ссылки по теме:
«Моноfest-2016»: Пушкин, Гоголь и Веллер — 12.05.2016
Инсценировка Веллера получила главную награду «Моноfеst’а» — 20.05.2015
Хармса предложено замазать — 01.03.2016
«Хармс — это способ поведения» — 31.03.2015